Чиновник стал клоуном, а сцена – одесским двориком: в Челябинске громко и смешно стартовала «Камерата»

Общество
5 октября 2017 года, 11:06

«Камерата» – это когда «кабинетный» чиновник вдруг снимает пиджак, берет в руки воздушный шар, надевает клоунский нос и беззаботно хохочет на сцене. «Камерата» – это когда уютный, маленький, темный зал небольшого театра «растягивается» до небывалых размеров, вмещая в себя более 250 зрителей с горящими глазами и добытыми по блату билетами. «Камерата» – это когда в холодный, пасмурный, уставший от массовых эвакуаций промышленный город залетает поток небывалой энергии, которая непременно согревает и вдохновляет. В среду, 4 октября, в столице Южного Урала уже в 13-й раз стартовал международный фестиваль спектаклей «Камерата». Открытие мероприятия, перформанс студентов-театралов, а также первый спектакль с одесским колоритом наблюдал корреспондент Агентства новостей «Доступ».

В полшестого вечера возле Камерного театра Челябинска спокойно пройти было нельзя. Девушки в шляпах, с ярко накрашенными губами – «это тренд осеннего сезона 2017-го», юноши с гитарами и провинциальным уральским акцентом окружали напуганных случайных прохожих, умоляя их дать им хотя бы один лишний билетик на «Камерату». Когда будущие актеры и режиссеры поняли, что все тщетно, они в прямом смысле слова повисли на заборе возле служебного входа.

Штурм закончился удачно, но только для студентов: они пробились в холл театра и зачем-то стали орать там песню «Демобилизация».

Первый заместитель министра культуры Челябинской области Григорий Цукерман уже был на месте, подмигнул будущим актерам и режиссерам и с гордостью заявил, что фестиваль «Камерата» существует с 92-го года, а значит сегодня юбилей: ровно 25 лет с открытия первого фестиваля.

«Но фестиваль 13-й, потому что он не каждый год проходил, были тяжелые 90-е. Сейчас все стабильно, он проходит каждые два года. Начинался фестиваль как домашний и уютный, его даже прозвали "фестивалем домашних тапочек". За эти годы в нем участвовали такие великие люди, как Сергей Юрский (советский и российский актер и режиссер театра и кино. – Прим. АН "Доступ"), Александр Филиппенко (Народный артист России.– Прим. АН "Доступ"). Множество проходило спектаклей, обсуждений, всегда это какие-то экспериментальные формы, например, в 2015 году это были моноспектакли. В этом году слоган такой – это отличные спектакли, отличные и в смысле оценки, и в смысле отличающиеся от других спектаклей. "Камерату" ждут, и я уверен на 200%, что в этом году все 11 спектаклей пройдут с полным аншлагом», – говорит Цукерман. Позже тихо, уже не на камеру, добавляет, что даже с его связями он не смог достать билетик на постановку пермского коллектива «У Моста».

Через несколько минут, торжественно открывая фестиваль на главной сцене, чиновник снял пиджак, надел клоунский нос – «я вообще-то первый заместитель министра культуры!» – и заявил, что «Камерата» – это одно сплошное счастье.

А вот для худрука фестиваля Викторим Мещаниновой «Камерата» – это, прежде всего, тяжелая работа.«Как физически, так и морально. Я 25 лет занимаюсь "Камератой", и каждый раз это исчерпывающе. Это всегда большое количество спектаклей, обсуждений, споров. В этот раз мы попытались собрать спектакли разных жанров, разных географий – от Якутска до Финляндии. И они действительно отличные, ведь фестиваль имеет свое лицо, свои традиции, свой камерный зал и своего зрителя», – говорит Мещанинова.


Среди постоянных участников – пермский коллектив «У Моста», «Коляда-театр» из Екатеринбурга и магнитогорский драмтеатр. Публика увидит также коллективы из Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Перми, Кургана, Бурятии, Грузии и Финляндии. В основу конкурсных работ легли тексты Гоголя, Хемингуэя, Булгакова и ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Помимо Камерного театра показы состоятся в театре драмы, Новом художественном театре, «Манекене» и студии-театре «Манекен» (ЮУрГУ).


Открыли 13-й по счету фестиваль соседи из Екатеринбурга. Коляда-театр показал в Челябинске спектакль «12 стульев», который окрестили главной премьерой прошлого сезона в уральской столице. Инсценировку знаменитого романа Николай Коляда сделал специально для постановки в своем театре. Он оставил всех героев, крылатые фразы и ключевые сцены, сохранил атмосферу эпохи, костюмы, музыку и танцы 20-30-х годов прошлого столетия. При этом режиссер сместил акценты и «вытолкнул» на первый план жалкого Кису, в котором под давлением шутовского Бендера умирают последние зачатки личности. Сын турецкоподданного буквально загоняет Кису в гроб («предводитель русского дворянства» действительно ложится живьем в домовину). Но все это происходит весело и задорно – на фоне одесского двора тети Хаи, десятков орущих котиков, плясок в ресторане и митингов.

Сам режиссер на пресс-подходе был весел, остроумен и не скупился на хвалебные слова в свой адрес.


- Так, давайте только быстро, мне книжки подписывать!

- Почему вы открываете «Камерату?

- Потому что это фестиваль отличных спектаклей, а наш спектакль – самый отличный. Всяк кулик свое болото хвалит, и я, конечно, уверен, что наш театр самый лучший. Мы, действительно, самые лучшие – журнал Forbеs, который вообще-то купить невозможно, в рейтинге лучших театров поставил мой театр на пятое место. Я никому не платил! И не за красивые глазки нас туда поставили! Но это среди российских театров, и я думаю, скоро и среди международных театров так будет. Наш театр действительно известен, мы были 10 раз во Франции, мы играли в Афинах, Варшаве, черт знает где. Где мы только не играли…

- Чем особенны ваши «12 стульев»?

- Тем, что вначале вы будете хохотать, как сумасшедшие, а в конце достанете платочки и будете плакать горько-горько-горько и скажете в конце: «Ведь прав же он был, товарищ Гоголь – "Над чем смеетесь – над собой смеетесь!"» Я очень люблю, когда зритель смеется и думает: вот дураки, скоморохи нас развлекают, а потом вдруг – Господи, это же мы, это я.


Сегодня, 5 октября, челябинцы увидят сразу два спектакля: гоголевскую «Женитьбу» и пьесу современного автора «В этом городе жил и работал».

Фото АН «Доступ»,
официальной группы Камерного театра в соцсети