Челябинские эксперты обсудили машиностроительный комплекс региона

Экономика
29 сентября 2014 года, 14:18

Южноуральские эксперты и руководители предприятий обсудили проблемы машиностроения и предложили пути их решения – по инициативе Общественной палаты Челябинской области и Экспертного совета при правительстве Челябинской области в Челябинском филиале РАНХиГС прошел круглый стол, посвященный развитию отрасли, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».

«В настоящее время машиностроение занимает одну из приоритетных отраслей промышленности по вкладу в валовый внутренний продукт. Однако в развитии промышленности наметилась очевидная для всех участников рынка стагнация. Несмотря на тот факт, что машиностроение является ведущим промышленным комплексом, инвестиционная привлекательность сектора была утрачена. Нам необходимы изменения и поддержка как на федеральном, так и на региональном уровне. Сегодня первые позиции в развитии отрасли занимают Калужская и Калининградская области, а наш регион с каждым годом их теряет», – сообщил заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области, председатель Экспертного совета при правительстве Челябинской области, директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов.

Зампред Общественной палаты Юрий Абдурахимов, модератор круглого стола, предложил участникам отойти от регламента и дал слово представителям властных структур – и.о. заместителя министра промышленности и природных ресурсов Евгению Елисееву и вице-спикеру Заксобрания Семену Мительману.

Евгений Елисеев представил основные статистические характеристики состояния машиностроительной отрасли области. Он, в частности, отметил, что наряду с общей тенденцией спада в машиностроении итоги работы отрасли по региону в первом полугодии 2014 года в целом можно оценить, как обнадеживающие: объем реализованной продукции вырос и составил 55,2 млрд рублей, что на 7,3% превышает результаты первого полугодия прошлого года. Он также назвал предприятия – лидеры роста, это АЗ «Урал», ЧКПЗ, Катав-Ивановский приборостроительный завод, Челябинский завод технологической оснастки и другие.

«Все программы стимулирования любой отрасли разрабатываются, для того чтобы увеличить доходы в бюджет области и чтобы у нас была возможность выполнять наши социальные проекты. И мне кажется, что все вопросы по инновациям и инвестициям, а также разработка программ и стимулирование бизнеса – это вопросы Минэкономразвития, а Минпрому следует стать министерством имущества и природных ресурсов. Такая структура поможет работе и развитию, в том числе и машиностроительной отрасли. Проблемы этой отрасли хорошо известны – изношены основные средства производства и недофинансирование. Сегодня драйверами роста в машиностроении могут выступить два сектора – это рост инвестиций и заказов предприятий ВПК и госкорпораций. Любое машиностроительное предприятие сегодня сталкивается с нехваткой оборотных средств на текущее производство, а кредиты для среднего бизнеса банки выдают под 14-17%, в то время как конкуренты на Западе имеют процентную ставку гораздо ниже», – отметил вице-спикер ЗСО Семен Мительман.

В дальнейшем в выступлениях руководителей машиностроительных предприятий и представителей науки был дан анализ экономического и финансового состояния отрасли, сформулированы проблемы, сдерживающие ее развитие, предложен ряд конкретных рекомендаций по улучшению ситуации в отрасли, а также представлены прогнозы возможных сценариев развития машиностроения Южного Урала.

Одна из острых проблем – кадровая. Сегодня отрасль заинтересована и в таком конкурентном преимуществе, как высококвалифицированная рабочая сила, соответствующая современнойтехнологической базе. Эта тема была лейтмотивом выступления начальника инновационного отдела ЮурГУ Людмилы Подживотовой.

«Машиностроительный комплекс дает импульс к развитию всех отраслей. Для обеспечения лидерства отрасли необходимы определенные условия. Темпы развития машиностроения должны быть в два раза выше, чем хозяйства, а таких важнейших частей отрасли, как приборостроение и электроника, в четыре раза. К сожалению, у нас это не так. Одни из долгосрочных целей развития – институт квалифицированных кадров и эффективная производственная кооперация промышленных предприятий. Создавать новые и развивать действующие совместные предприятия отечественного машиностроения, развивать кадровый потенциал – приоритетные цели нашего университета. Это наиболее важные вопросы до 2020 года. Мы предлагаем внедрять инновационные технологии, над которыми, в том числе, работают студенты нашего вуза», – отметила Людмила Подживотова.

В выступлениях руководителей машиностроительных предприятий прозвучали предложения синхронизировать федеральную программу развития промышленности и региональную Стратегию-2020. Также речь шла о том, чтобы заключать с машиностроительными предприятиями инвестиционные соглашения, в рамках которых они при реализации инновационных проектов получали бы льготу по налогу на прибыль, а затем постепенно возвращали эти деньги через увеличение налогооблагаемой базы.

Также эксперты обсудили необходимость расширить рынки сбыта продукции отрасли, возможности и перспективы импортозамещения. Для ускорения динамики развития отрасли региона участники рекомендовали всячески способствовать принятию федерального закона «О промышленной политике в РФ», что обеспечит стимулирование развития машиностроения и финансовую поддержку, в том числе через инвестиционные фонды, а также поможет в области научно-технической, инновационной деятельности и вопросах подготовки кадров. Этим же целям, по мнению экспертов, послужит размещение в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских и технологических работ.

Прозвучали предложения, с которыми решено обратиться к региональной власти. Среди них пожелание осуществлять отбор опорных машиностроительных предприятий области с целью их приоритетной поддержки, а также совместно с органами местного самоуправления содействовать в предоставлении свободных земельных участков и промышленных площадей с инфраструктурой, имеющихся например на ЧТЗ, АМЗ и других предприятиях, организациям малого и среднего бизнеса для размещения производств, ориентированных на импортозамещение.

По результатам работы круглого стола сформирован конкретный перечень рекомендаций, который будет представлен в органы региональной власти.