Челябинские активисты Хизб ут-Тахрир получили 30 лет «строгача» на пятерых

21 ноября 2013 года, 13:40

В четверг, 21 ноября, Челябинский областной суд огласил приговор пятерым активным членам региональной ячейки международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партии исламского освобождения), деятельность которой запрещена в России уже более 10 лет. Приговор оглашался Челябинским областным судом с 20 ноября – судебная коллегия сочла соразмерным тяжести содеянного назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного за указанные преступления. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».

Четверо подсудимых признаны виновными в участии в деятельности религиозной организации, в отношении которой судом принято вступившее в силу решение о запрете деятельности (часть 2 статьи 282.2 УК РФ), еще один подсудимый, Ринат Галиуллин, признан виновным в организации деятельности челябинской ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (часть 1 статьи 282.2 УК РФ). Также все пятеро признаны виновными в особо тяжком преступлении, относящемся к группе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства — приготовлении к насильственному захвату власти и насильственному изменению конституционного строя РФ (часть 1 статьи 30, статья 278 УК РФ), а также тяжком преступлении – содействии террористической деятельности (часть 1 статьи 205.1 УК РФ).

Марат Базарбаев 1976 года рождения, Рушат Валиев 1982 года рождения, Ринат Идельбаев 1980 года рождения, Вадим Насыров 1981 года рождения приговорены каждый к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима, со штрафом 150 тыс. рублей. Также им назначено дополнительное наказание в виде года ограничения свободы (исполняется после освобождения из мест лишения свободы).

Ринат Галиуллин 1978 года рождения, с учетом его руководящей роли, приговорен к шести годам шести месяцам лишения свободы в колонии строгого режима, с ограничением свободы на год. Он ранее дважды был судим за участие в деятельности организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», отбывал наказание в местах лишения свободы. Освободившись в марте 2009 года, сразу же приступил к организации ячейки в Челябинске.

Идельбаев обвинялся также в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), но суд счел такую квалификацию излишней, поскольку все действия Идельбаева охватываются теми составами преступлений, по которым он осужден настоящим приговором и не требуют отдельной квалификации.

Напомним, южноуральские активисты Хизб ут-Тахрир были задержаны контрразведчиками в августе 2012 года. «Проживающие в регионе сторонники данной организации, достоверно зная о том, что деятельность “Хизб ут-Тахрир аль-Ислами” в России и ряде других государств запрещена, все же создали в Челябинске сеть законспирированных ячеек. Целью созданной структуры являлась вербовка новых сторонников, склонение их к организованной деятельности по созданию условий для насильственного захвата власти и изменения конституционного строя Российской Федерации путем включения части ее территории в состав Великого Халифата, в том числе вооруженным путем», – рассказали в региональном УФСБ.

В сторонники подпольщики брали представителей разных социальных групп и вероисповедания. С 2009 по 2011 годы для «новообращенных проводились еженедельные религиозные занятия – «халакаты», во время которых демонстрировались экстремистские печатные и видеоматериалы, полученные от руководителей из других регионов. Впоследствии эксперты установили, что книги и журналы, по которым обучали на «халакатах», содержат методики скрытого воздействия на психику, мобилизующие личность к участию в террористической деятельности.

Функционеры «Хизб ут Тахрир аль Ислами» призывали новых членов к экстремистским проявлениям и воспитывали в них негативное отношение к современным государствам – субъектам международного права, их конституционному устройству, государственным границам.
ФСБ России располагает данными о том, что сторонники «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» активно вербуют, идеологически обрабатывают, а затем направляют мусульман в Сирию, афгано-пакистанскую зону, Северный Кавказ для участия в боевых действиях на стороне незаконных вооруженных формирований.

«Думая о высоких, по их мнению, идеалах, последователи «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» прилагали все усилия для финансирования организации. Деньги были нужны на поддержку находящихся в местах лишения свободы ранее осужденных членов челябинской ячейки, приобретение партийной литературы и развитие самой ячейки. Даже при распределении семейного бюджета интересы партии ставились выше благополучия родных», – рассказали в пресс-службе УФСБ по Челябинской области.

Подсудимые, фактически не отрицая совершения ими действий, указанных в обвинении, тем не менее, свою вину не признали, настаивая, что не совершали преступлений, вся их деятельность носит мирный характер, они действовали ради блага земляков. При назначении наказания судом было учтено наличие малолетних детей у каждого из подсудимых, исключительно положительные характеристики по месту жительства и работы. Судебная коллегия сочла соразмерным тяжести содеянного назначить всем подсудимым наказание ниже низшего предела, предусмотренного за указанные преступления.

Объем уголовного дела составил более 50 томов. Оно поступило в Челябинский областной суд в конце декабря 2012 года и рассматривалось коллегией из трех судей. Длительность рассмотрения дела обусловлена рядом факторов: кроме пяти адвокатов, назначенных судом, в ходе судебного процесса, на разных его стадиях, в дело поочередно вступили четыре защитника, приглашенных подсудимыми, каждый из защитников ходатайствовал о предоставлении времени для ознакомления с материалами дела. В общей сложности защитникам на это предоставлялось около двух месяцев. Около двух месяцев понадобилось на проведение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы. Подсудимым и их защитникам по ходатайствам предоставлялось длительное время для подготовки к прениям сторон и для выступлений на стадии последнего слова подсудимых.

Приговор не вступил в законную силу, может быть обжалован в Верховный Суд РФ.