Безбилетники, дебоширы и контролеры – челябинский кондуктор поделилась секретами профессии
Агентство новостей «Доступ» продолжает рассказ БЕЗ ПАФОСА о южноуральцах, которые делают этот мир лучше, светлее и добрее. И часто – на голом энтузиазме.
Общественным транспортом Челябинска пользуются многие, но оплачивая проезд, мало кто задумывается о сложностях, с которыми сталкивается кондуктор. Как усмирить агрессивных, пьяных и сумасшедших, избежать штрафа от контролера и просто обилетить пассажиров, рассказывает кондуктор 34-го и 64-го автобусных маршрутов Ирина Кимова.
Переехав из Ленинского района на северо-запад, Ирина Кимова решила поискать себе работу и наткнулась на объявление о вакансии кондуктора. «Помню, подумала, почему не попробовать – работают же люди. Я человек общительный, и мне нужен большой коллектив».
КАЖДЫЙ ПАССАЖИР САДИТСЯ В АВТОБУС СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ...
- В работе кондуктора самое сложное – постоянно находиться на ногах, а летом трудиться в жару. Важна для кондуктора и легкость на подъем, потому что работа начинается в пять утра, а заканчивается около полуночи. Кроме того, кондуктор должен быть очень сдержанным человеком, стрессоустойчивым. Ведь каждый пассажир садится в автобус со своими проблемами, нередко и в плохом настроении, а автобус, бывает, еще и опаздывает или переполнен. Поэтому частенько случаются конфликты с пассажирами. Кроме этого – ничего сложного.
ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ
- Безбилетники попадаются не так часто, потому что за время работы кондуктором зрительная память усиливается. Например, зашел недавно молодой человек и пытался проехать бесплатно, но его план провалился. Он держал в руке чек, выдавая его за билет, однако я заметила на нем знакомую мне эмблему одного из магазинов города.
Вообще, нередко прощаю безбилетников – ведь если саму себя накручивать, то работать нормально не получится, сама выйду из строя. Например, заходит бабушка без денег – конечно, я разрешу ей проехать. Хотя пожилые люди обычно без проблем платят.
ПЬЯНЫЕ, АГРЕССИВНЫЕ, СУМАСШЕДШИЕ – КАК УСМИРИТЬ ПАССАЖИРОВ
- Выгонять пассажиров тоже иногда приходится, чаще всего это касается молодых людей, которые сильно хамят. Иногда отказываются платить абсолютно приличные мужчины. Трудно сказать, в чем причина такого поведения. Возможно, когда вы покупаете в магазине колбасу, то сможете ее съесть, а здесь нужно отдать деньги за билет, чтобы просто проехать две остановки. Кстати говоря, многие думают, что кондуктор эти деньги себе в карман кладет.
Если я не в состоянии успокоить агрессивного пассажира и заставить его выйти, то в большинстве случаев просто сажусь на свое место и успокаиваюсь. Полицию вызвать ни разу не пришлось – сама урегулировала конфликт, иногда пассажиры помогали.
Бывает, садятся в салон пьяные пассажиры, однако они неконфликтные, сразу засыпают. Если я вижу, что человек пьяный, то сразу спрашиваю, до какой остановки ему ехать, потому что люди частенько проезжают дальше, чем нужно. Недавно один доехал до конечной – я пыталась его по-всякому разбудить, ничего не помогало, однако стоило сказать, что вызову полицию – сразу проснулся.
Вообще, в автобусы садятся абсолютно все. Например, недавно зашел в салон мужчина, от которого ужасно пахло, хотя на бомжа он не был похож. Граждане начали возмущаться, просили его выгнать, однако я не могу этого сделать, ведь он оплатил проезд. Или на остановке «55-й микрорайон» регулярно садится мужчина лет 70, говорят, бывший журналист, и начинает вещать за футболистов, за Путина, за Медведева и за всю власть Советов. Я даже к нему не подхожу и пассажиров прошу с ним не разговаривать, чтобы он успокоился.
ЕСЛИ У МЕНЯ НАШЛИ БЕЗБИЛЕТНИКА – ЭТО МОЙ «КОСЯК»
- С контролерами отношения нормальные, а возникающие конфликты стараюсь не принимать близко к сердцу. Раз выписали акт – значит, в чем-то я виновата. Если у меня нашли безбилетника – это мой «косяк».
Контролеры обычно заходят с конца и начала вагона и начинают проверку. Кондуктору запрещено на работе читать, слушать музыку, разговаривать по телефону, носить одежду с глубоким декольте и выше колен, а также нельзя носить высокие каблуки, чтобы не упасть. Более того, запрещено перевозить большой груз. Еще одно правило – важно указать свою фамилию на специальной доске. За нарушение указанных правил предусмотрены штрафы от 10% до 100% от премии. Но главный объект проверки – это, конечно, безбилетники. Однако если я сразу уведомила контролеров о наличии в салоне безбилетника, то наказания не будет.
Еще есть такая вещь, как большой багаж в салоне автобуса. Раньше, когда проезд стоил 15 рублей, с измерением больших сумок было очень строго, сейчас попроще. Большой багаж лично я стараюсь не мерить. Недавно одна женщина убеждала меня, что измеряла сумку в аэропорту, и с ней все хорошо, однако зашел контроль, установил, что багаж на три сантиметра больше положенного, и оштрафовал... меня.
РАБОТА ЖЕНСКАЯ, НО МУЖЧИНАМ ЛЕГЧЕ
- При поступлении на работу кондуктором каждый проходит инструктаж и двухдневную стажировку, на которой сразу видно, способен человек здесь работать или нет. Есть люди, которые все схватывают на лету, а бывают ребята, которым показываешь и показываешь, но человек далек от этого. Много тех, кто не собирается работать кондуктором и для них это «пересылочная база» на пару месяцев. Многие увольняются, потому что не выдерживают графика работы. Лично я сразу планировала остаться, порывов уволиться не было. Отмечу, что большинство кондукторов – это женщины. Думаю, это все-таки женская работа, хотя мужчинам проще – они намного более спокойно и лояльно ко всему относятся.
Добавим, что свободного времени у Ирины Кимовой фактически нет, потому что кроме работы кондуктора, она помогает в пекарь-центре, а выходные тратит на воспитание десятилетнего сына – осваивает с ним школьную программу. «Работаю я по графику 4/2 и прихожу довольно поздно, поэтому семья, конечно, ворчит, что практически не видит меня дома, хотя когда деньги приношу – сразу всем начинает нравиться мой график».
Сергей Боровинских,
фото пресс-службы Управления транспорта Челябинска
на рассылку dostup1.ru