Автозавод «Урал» отмечает 79 лет со дня образования
Сегодня, 30 ноября 2020 года, автомобильный завод «Урал» (Миасс, Челябинская область) отмечает 79 лет со дня образования, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Понимая огромную важность обеспечения войск автомобилями, Государственный комитет обороны в октябре 41-го принял решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗиС) в глубокий тыл. Всего из Москвы было вывезено 12 800 единиц оборудования, размещенного на 7 708 вагонах и платформах. Сначала станки и оборудование вывезли в Ульяновск, однако 30 ноября 1941 года последовало решение разместить моторное и литейное производства в Миассе.
Оборудование прибывало на открытых платформах обледеневшее, занесенное снегом. Разгрузочная площадка растянулась на 360 метров вдоль железнодорожной ветки, а эшелоны с оборудование все прибывали. Разгружая станки, материалы, детали, люди работали самоотверженно, понимая: чем больше моторов станет получать фронт, тем выше будет скорость наступления советских войск. При разгрузке платформ создавались ударные бригады.
В тот первый военный год зима была особенно суровой, стояли сильные морозы. А у некоторых прибывших из Москвы работников не было даже рукавиц. Миассцы делились с прибывшими теплой одеждой, тем, кто «обжигался» железом, отливали руки теплой водой.
Снятые с железнодорожных платформ станки ставились на железные листы, катки и волокуши, и вручную доставлялись к местам установки, для разгрузки не было подъемных механизмов и талей. «Когда измученные непосильным трудом люди буквально валились с ног, на их место вставали другие. Поначалу домой никто не уходил, это требовало лишних затрат времени и сил, устраивались на отдых кто где мог. Спальные бараки появились позднее», – так описывает это событие Артур Манин в исторической книге «Завод у подножия Ильмен».
В срочном порядке возводились производственные корпуса: за 7 дней было построено здание подстанции, за 21 – инструментальный цех, за 45 дней к новостройке была протянута высоковольтная линия электропередач. Стены корпусов только еще достраивались, не было крыш и окон, но в морозную зиму прибывшие москвичи и миассцы, обогреваясь кострами и самодельными печками, начали давать первую продукцию. В цехах в срочном порядке устанавливалось новое оборудование, которое ждало запуска и наладки. Работы велись круглосуточно, ночью – при свете карбидных ламп. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле 1942 года были собраны первые моторы и коробки скоростей. За 1942 год заводом было выпущено 9 430 автомобильных моторов и 15 375 коробок скоростей. За годы войны заводом было выпущено 77 813 моторов, а всего за время их производства до 1 июня 1978 года – 1 708 420 единиц.
Страна остро нуждалась в автомобилях, и по решению Госкомитета обороны от 14 февраля 1943 года автомоторный завод преобразовывается в автомобильный. Автозаводцы взялись за выполнение новой ответственной задачи. Перед выпуском первого автомобиля монтажники не выходили из цехов по трое суток. Первый уральский автомобиль «ЗиС-5В», прозванный в народе «Захаром», сошел с конвейера 8 июля 1944 года. В годы войны автомобиль был одинаково востребован на фронтовых передовых и в тылу. Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, на их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, санитарные автомобили и т. п.
В дальнейшем на автозаводе «Урал» конструкция автомобиля «ЗиС-5В» прошла несколько этапов модернизации: на машину были установлены гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный водяной насос, новый держатель запасного колеса и др. В конце 40-х гг. автомобиль стал называться ЗИС-5М (модернизированный). В послевоенные годы завод выпускал двухосные автомобили собственной разработки: газогенераторный «ЗиС-21А», «Урал-ЗИС-353М», покоритель целины «УралЗиС-355М». Преемниками «ЗиС-5В» стали «УралЗиС-355М», трехосные автомобили «Урал-375», дизельные «Уралы-4320», ставшие основой для создания целых семейства грузовиков. Каждый из этих автомобилей стал определенной вехой в истории создания техники марки «Урал». В последующие десятилетия было налажено производство автомобилей для сельского хозяйства и для нефтегазового комплекса, организовано собственное производство вахтовых автобусов «Урал-3255», организован выпуск полноприводных автомобилей повышенной грузоподъемности - таковы основные этапы истории развития уральского автомобильного завода и уральских грузовиков. Уральские автомобили всегда отличали такие качества как надежность, выносливость, повышенная проходимость.
Сегодня уральское предприятие является одним из крупнейших производителей грузовых полноприводных автомобилей в России. За 79 лет автозавод выпустил на дороги всего мира чуть менее 1,5 млн грузовиков марки «Урал».
на рассылку dostup1.ru