Автозавод «Урал» отметит 75-летие выпуска первого грузовика
Автомобильный завод «Урал» скоро 8 июля отметит 75- ю годовщину со дня выпуска первого уральского грузовика ЗиС-5В – «Захар» сошел с конвейера 8 июля 1944 года.
Грузовик с номером 0001 вывел из проходной водитель Дмитрий Колесов. Автомобиль изготавливался по документации Московского завода им. Сталина. Это была двухосная бортовая машина типа 4x2 грузоподъемностью 3 тонны. Она имела упрощенную конструкцию: тормоза только задние, механические, кабина с деревянным каркасом, обшитая вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформа с задним откидным бортом. На машину устанавливалась только одна фара: это делалось с целью экономии, так увеличивались шансы водителя на выживание в условиях обстрела, поскольку автомобиль с одной фарой принимался вражескими стрелками за мотоцикл. Комплектовался грузовик двигателем повышенной до 76 л.с. мощности, его максимальная скорость составляла 60 км/час.
«Наступил день 8 июля, собрали шесть машин. Народу собралось много по обе стороны от конвейера. Дым пошел, машина завелась, и автомобиль поехал. Все захлопали и закричали. И за ним все остальные машины выехали с конвейера. А потом не успевали вагоны подавать железнодорожные, грузить машины на фронт, на фронт, на фронт», – вспоминает ветеран завода, тыловик, очевидец схода с конвейера первого уральского автомобиля Иван Никитин.
Первая партия уральских ЗиС-5В была отправлена на фронт 20 июля 1944 года. А уже 30 сентября с конвейера сошел тысячный автомобиль, к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок. Через год со дня выпуска заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6,8 тыс. автомобилей. Около 25% выпущенных в Миассе в годы войны авто шли под специальную комплектацию. На их шасси ставили топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили. Благодаря своей простоте и надежности автомобиль снискал себе заслуженную славу у военных автотранспортников на фронтовых дорогах.
После окончания войны в конструкцию грузовика постепенно стали вноситься изменения, улучшалось качество и надежность: гидравлический привод тормозов, усиленный редуктор заднего моста, бортовая платформа увеличенной прочности, улучшенный водяной насос, новый держатель запасного колеса. В конце 40-х годов автомобиль стал называться ЗиС-5М (модернизированный). Последним крупным этапом модернизации стала установка на нем нового двигателя УралЗИС-353А мощностью 95 л.с.
на рассылку dostup1.ru