Антикризисные меры в действии: большая задача для малого бизнеса
Громкие заявления о поддержке МСП приобретают в Челябинской области все более реальные и определенные очертания – с подачи губернатора регион первым в России принял закон о «налоговых каникулах», внесены изменения в закон о патентной системе налогообложения, депутаты, правительство и Уполномоченный по правам предпринимателей продолжают думать – и делать (!) – все, чтобы облегчить жизнь малому бизнесу, перед которым, впрочем, поставлена большая задача – стать локомотивом региональной экономики в период кризиса, обеспечив занятость населения и рост ВРП. О том, чего еще не хватает предпринимателям Челябинской области, и чем могут и должны – по распоряжению губернатора – помочь им чиновники всех мастей – в материале Агентства новостей «Доступ.
Выступая с Посланием депутатам Заксобрания в феврале 2015-го, губернатор Борис Дубровский четко обозначил свое видение задач малого и среднего бизнеса в период кризиса, а также свои обязанности как руководителя региона в отношении данного сегмента экономики: «Сложности в экономике затронули малый и средний бизнес. Снижение покупательского спроса сказывается на организации торговли и сферы услуг, и соответственно на занятости в этой сфере. В целом малый и средний бизнес обеспечивает в области почти 600 тыс. рабочих мест. Эта сфера стала «зоной комфорта» для тысяч инициативных, самостоятельных людей, способных реализовать себя вне рамок госсектора и корпораций. <…> Мы намерены значительно усилить программу поддержки малого и среднего бизнеса, дифференцируя направления поддержки. В ближайшее время будут внесены существенные изменения в региональное налоговое законодательство. Контрольно-надзорным органам следует делать акцент на профилактике нарушений, предотвращая серьезные последствия. Должна появиться сеть консультационных центров для индивидуальных предпринимателей по юридическим и налоговым вопросам», – сказал Дубровский в феврале 2014 года.
Спустя всего месяц, на мартовском заседании антикризисного штаба, губернатор повторил свои тезисы, подчеркнув: на малый бизнес возлагаются большие надежды — именно он должен встряхнуть и буквально потащить за собой региональную экономику в период кризиса. Власти, в свою очередь, обещают не обидеть.
Впрочем, столько внимания, как за последний год, бизнес Челябинска и области, раньше, кажется, не получал. Так, в мае 2014 года в регионе был возобновлен форум представителей МСБ, где Борис Дубровский дал четкий сигнал всем, в том числе руководству муниципалитетов: «Малый и средний предприниматель – флагман нашего общества, это люди, генерирующие идеи, и высокий потенциал южноуральских предпринимателей нужно использовать на благо жителей Челябинской области».
Тогда же губернатор сформулировал и 4 основные задачи, которые нужно решить, чтобы облегчить жизнь бизнесменам: «Первое – чтобы не мешали работать. Второе – чтобы сняли избыточные административные барьеры. Третий момент, который всех беспокоит, особенно тех, кто только начинает, – необходима финансовая поддержка. И последнее – любому из нас необходимо общественное признание. Тем более людям, занимающим активную жизненную позицию. Поэтому еще одной задачей, которую я ставлю, в том числе и для себя, это изменить отношение в обществе к предпринимательству. Пора уходить от стереотипа, что предприниматель – это спекулянт. Такой "имидж" мешает бизнесмену двигаться и развиваться».
За словом – дело. Уже в июле Дубровский поручил разработать единый регламент для упрощения взаимодействия муниципальных служащих и предпринимателей, чтобы местные власти не «изобретали велосипед». Кроме того, тогда еще врио губернатора поручил проработать механизмы контроля за чиновниками, так или иначе соприкасающимися с обозначенными регламентами. «Глава муниципалитета должен видеть, кто и по каким причинам задерживает согласование того или иного документа, необходимого бизнесмену для открытия собственного дела», – подчеркивал Дубровский.
Такое внимание к этой сфере неслучайно: всего в Челябинской области зарегистрировано почти 200 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, их совокупный оборот превышает 1,7 трлн рублей, они являются работодателями для трети экономически активного населения. Поэтому инициативы главы региона широко поддерживаются предпринимательской и научной общественностью. «Данные меры более чем оправданы, так как с помощью малого и среднего предпринимательства, прежде всего, решается социальная задача региона – это обеспечение рабочих мест», – комментирует Анатолий Якушев, директор Челябинского филиала финансового университета при правительстве РФ.
И подвижки, причем существенные, действительно начались. Как отметил в докладе по итогам 2014 года Уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, всего за полгода сделано немало.
«В 2014 году были реализованы такие важные для предпринимателей инициативы, как решение не вводить в Челябинской области в 2015 году налог на имущество, исчисляемый из кадастровой стоимости коммерческой недвижимости. Также, в том числе и с нашей подачи, были внесены изменения в региональный Закон о патентной системе налогообложения. В Госдуму направлен законопроект об отмене ответственности за задержку налоговых платежей по патенту в виде утраты права на применение патентной системы налогообложения. Но эта инициатива пока рассматривается в российском парламенте. А поводом для некоторой гордости является тот факт, что Челябинская область первой в стране приняла закон о «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных предпринимателей», – сообщил Александр Гончаров, выступая на мартовской сессии Закса.
Президент Союза женщин-предпринимателей Челябинской области «Союз успеха» Вера Соколова считает это очень своевременным и необходимым шагом в нынешних экономических условиях. «Мы обсуждали эту инициативу еще в прошлом году, во время встречи с Борисом Александровичем Дубровским и на съезде предпринимателей Челябинской области, и мы очень благодарны, что нас услышали. Это не только мое мнение, но и всех членов нашей организации», – подчеркнула бизнесвумен.
Впрочем, в том же докладе омбудсмен доложил и о проблемах, в том числе сохраняющихся в ряде территорий административных барьерах. Так, за 2014 год к нему поступило 170 обращений, что на 70% больше, чем в 2013. «И цифра вырастет в 2015 – с начала года поступило уже более 50 жалоб», – говорит Гончаров и добавляет: «Нужно переломить отношение муниципальных органов власти на уровне начальников управлений, отделов к бизнесу и бизнесменам. Чиновник не чувствует персональную ответственность. Есть случаи, когда по 10−15 лет предприниматели не могут оформить разрешение на строительство. По этой проблеме наибольшее число жалоб».
Для сравнения, за прошлый год в Тюменской области соответствующим аппаратом отработано 136 жалоб, в Свердловской – 116, в Югре – 76, в Курганской области – 39, ЯНАО – 54.
По мнению экспертов, если с одной стороны, факт роста числа обращений свидетельствует о сохраняющихся в части территорий административных барьерах – а чаще всего жалуются челябинцы и миассцы, то с другой стороны, это может означать и другое: бизнесмены знают, что найдут поддержку и понимание у власти, что на них обратили внимание, и что даже если не помогут (а сегодня это не так), то точно не станут ставить палки в колеса.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что далеко не все обращения касаются восстановления или защиты нарушенных прав и законных интересов – хотя, конечно, их большинство, 60,8% от общего числа. Но все чаще поступают и предложения с рекомендациями предпринимателей по совершенствованию действующего законодательства (6,15% в 2014 году).
Когда готовился материл, стало известно, что федеральный центр одобрил южноуральскую заявку на получение бесперецедентной субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства – более 400 млн рублей. Напомним, заявка была в короткие сроки подготовлена по поручению губернатора региональным Минэкономразвития в рамках антикризисных мер.
Но по словам бизнес-омбудсмена, более важная задача на сегодня – расширение информационной поддержки предпринимателей: «Им необходимы и информационно-методические материалы. Бизнес хочет участвовать в оценке регулирующего воздействия и знать, как это можно делать. Предприниматели нуждаются в проведении мероприятий, на которых бы контрольные и надзорные органы разъясняли свои требования, позиции и правоприменительную практику. Бизнес считает необходимым осуществлять системную работу по мониторингу муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия законодательству».
на рассылку dostup1.ru