Алексей Коновалов: В колонии Новый год – тоже праздник

Интервью
16 декабря 2013 года, 12:38

До конца года будет утверждено решение об амнистии в честь 20-летия Конституции РФ, еще через шесть месяцев на свободе окажутся от 20 до 22 тыс. человек. Однако среди них не будет осужденных за убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, незаконное лишение свободы, возбуждение ненависти либо вражды, а также рецидивистов и злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Им, как и отбывающим срок за экономические преступления, придется оставаться за колючей проволокой, что называется, «до звонка». В каких условиях сегодня пребывают те, кто расплачивается за нарушение закона лишением свободы, и как руководство колонии понимает, что осужденный твердо встал на пусть исправления – о радостях и печалях жизни «по ту сторону» Агентству новостей «Доступ» рассказал начальник исправительной колонии № 18 Магнитогорска Алексей Коновалов.

- Алексей Алексеевич, сколько человек сегодня отбывают наказание во вверенном Вам учреждении?

- Тысяча шестьсот примерно. Это в двух жилых зонах. Одна для тех, кто лишен свободы впервые, на второй живут те, кто уже не раз оказывался в местах лишения свободы.

- В последнее время очень много говорится о том, что осужденные должны иметь возможность работать, чтобы обеспечивать себя и каким-то образом приносить пользу. У вас в колонии с этим как обстоят дела?

- Нам в каком-то смысле очень повезло. У нас давние связи с нашим градообразующим предприятием. Они нам очень помогают. В том числе с организацией производства. По госзаказу мы осуществляем внутрисистемные поставки – это сейчас то новое, что мы развиваем.

Во-первых, это линия раздачи пищи, которая нужна, чтобы условия содержания тех же осужденных как-то гуманизировать, сделать цивилизованнее. Принято такое решение, что раздача пищи будет как в обычных гражданских столовых. Мы в этом плане практически монополисты. Нам эта разработка была рекомендована министерством, но чертежи и технологию мы разрабатывали уже самостоятельно. В основном, эти линии идут для наших заведений, воинских частей – то есть мест, где посуды много. В этом году госзаказ был небольшой – отгрузили 32 линии по раздаче пищи, еще 16 отправим заказчикам до конца года.

Еще одно направление – посудомоечные машины двух типов: вертикальная «Вихрь» и горизонтальная «Торнадо» –она вообще проточного типа, то есть там тарелки идут, идут, парятся, а выходят уже чистыми…

Ну, и швейный цех у нас есть – обеспечивает спецодеждой контингент и нашей, и других колоний, шьют постельное белье, которого требуется огромное количество для осужденных.

- Насколько охотно сегодня осужденные идут работать на производство?

- К сожалению, сейчас многие из осужденных не очень охотно идут в цеха. Но в целом контингент работает. В качестве поощрения предоставляем и дополнительные посылки, и свидания с родственниками, к тому же, это какая-никакая зарплата, а значит, возможность помочь кому-то на воле или себя обеспечить товарами первой необходимости, все выдается под расчет в нашем магазине. Ассортимент там нормальный, есть практически все, что можно купить на воле.

Если, опять же, по суду есть иск к осужденному, то из этих денег он может погашать иск. Мы обязаны трудоустроить «исковика», чтобы он мог погашать долг, что мы и делаем.

Мы объясняем сразу, что для тех, кто стремится к условно-досрочному освобождению, работа на производстве обязательна.

Считается, что если осужденный выходит работать на производство, значит, что он принимает условия цивилизованного общества и встал на путь исправления. Сейчас в процессах по УДО участвуют потерпевшие и родственники потерпевших. Если иск будет не погашен, то они, разумеется, будут против освобождения виновного.

- Что Вы можете сказать об условиях содержания осужденных? Сегодняшняя колония стремится к цивилизации?

- Во-первых, мы стараемся своевременно во всех жилых помещениях делать ремонт; разумеется, привлекаем самих осужденных – для себя же делают. Во-вторых, пытаемся создать условия, чтобы кроме работы, была возможность чем-то еще заняться. Спортзал у нас оснащен самыми разными тренажерами – тут же, на металлургическом производстве, соорудили вполне современные снаряды. Площадка есть для игры в волейбол, баскетбол, хоккейный корт.

Для творчества тоже все условия – есть у нас и вокально-инструментальный ансамбль, и театральная студия до недавних пор действовала – настоящие шедевры ставили. Правда, режиссера, который специально приезжал к нам из Магнитогорска, чтобы заниматься с осужденными, не так давно не стало, поэтому нет идейного вдохновителя для труппы. Да и ведущие актеры уже многие освободились.

А что касается иных талантов, у нас их великое множество: стихи пишут, прозу, песни сочиняют, даже музыкальные альбомы записывают. Времени для творчества тут предостаточно.

- А с медицинским обслуживанием как обстоят дела?

- У нас, как положено, есть своя медсанчасть, сотрудники которой до недавних пор вообще числились у нас в штате ИК, и как аттестованные, и как вольнонаемные. Сейчас идет реорганизация, и они нам больше не будут подчиняться, у них будет своя структура. Врачи у нас всякие есть: терапевт, хирург, нарколог, стоматолог. В принципе, мы все виды медицинской помощи оказываем, но если необходима консультация узкого специалиста, которого у нас нет, приглашаем из города. Вот ЛОР, к примеру, частенько приезжает. Или же переводим пациента в Челябинск, СТБ-3 – лечебное учреждение, где есть весь спектр услуг.

К примеру, насморк вот или простуду сами лечим. А если что-то с рукой – консультирует хирург, и если он не в силах помочь в условиях нашего стационара, пациенту выписывают направление в областной центр. И обычным способом, в спецвагоне, транспортируем заболевшего к месту лечения, потом обратно.

- Скоро новогодние праздники. Осужденные как-то заметят их? Праздничные дни как-то будут отличаться от будней?

- Обязательно. Во-первых, это праздничное меню в столовой. Закупим фрукты, выпечка своя к столу будет. Ну, и повара что-нибудь особенное приготовят. У нас же все помощники повара из контингента, со специальным образованием, бывает что из престижных ресторанов даже попадаются (смеется).

Конечно, праздничные вечера пройдут в обеих жилых зонах. Сейчас наши творческие коллективы как раз пишут сценарий, репетируют номера – все честь по чести. А главное, на это время всегда бывает очень много посылок, еле успеваем раздавать. Родственники стараются в праздник побаловать чем-то вкусным.

Ну, а для сотрудников тоже пройдет корпоратив, но, как и положено, за стенами колонии. У нас очень строгий Кодекс этики сотрудника, который мы не имеем права нарушать ни при каких обстоятельствах.

Беседовала Наталья Малухина,
фото автора