Алексей Кобылин, глава Минсельхоза: Помет как основа высоких технологий

Интервью
31 октября 2019 года, 16:54

В Минсельхозе Челябинской области разрабатывается специальная дорожная карта – в документе будут прописаны определенные стандарты, а также мероприятия экологического характера для каждого сельхозпредприятия со сроками их исполнения. Конечным итогом должна стать минимизация числа нарушений природоохранного законодательства, в результате которых неприятные запахи от птице- и скотоводческих хозяйств разносятся далеко по окрестностям. О сроках, целях и участниках проекта – в интервью министра Алексея Кобылина Агентству новостей «Доступ».

- Алексей Владимирович, в последнее время было несколько достаточно громких историй, когда куриный помет в чистом виде оказывался на полях, и запах ощущали жители мегаполиса. Внедрение дорожной карты поможет избежать таких инцидентов?

- Составление дорожной экологической карты в сфере АПК направлено, в первую очередь, на то, чтобы таких инцидентов не случалось. То, что происходило – и в этом году, и в прошлом – это как раз несоблюдение определенных норм, которые после утверждения дорожной карты и ее исполнения будут просто невозможны.

- Почему за разработку документа взялись именно сейчас?

- В настоящее время проблема обеспечения населения продовольствием решена – этому способствовали инвестпроекты, которые были реализованы в птицеводстве и свиноводстве, начиная с 2000-х годов. Сегодня проблема приобретает уже другой оттенок, на первый план именно качественная составляющая. Иными словами, если раньше нам необходимо было, в первую очередь, мясо, и часто любой ценой, то теперь мы должны переориентироваться и не забывать о сохранении окружающей среды. И именно этому и будет способствовать дорожная карта. В ней будут прописаны общие моменты для того, чтобы каждое из предприятий участвующее в этой программе, имело четкие ориентиры по сохранению экологического благополучия. Также предусмотрены отдельные цифровые моменты и мероприятия в разрезе каждого крупного агропромышленного предприятия.

Мы провели встречу с руководителями предприятий и главами муниципальных образований, проговорили  основные моменты и условились, что в течение месяца каждое предприятие подробно проработает данную дорожную карту, детализирует ее, чтобы выйти на подписание соглашений.

- Значит, дорожная карта должна быть готова уже в ноябре?

- К 20-м числам ноября мы уже должны уже иметь окончательный проект этой дорожной карты, с тем чтобы его дальше утвердить. Мы планируем, что на первом этапе в нее войдут предприятия свиноводческие и птицеводческие – все они так или иначе оказывают нагрузку на окружающую среду в виде навоза и помета.

Месячный срок нужен, чтобы определить критерии – реально выполнимые, достижимые и измеряемые. В первую очередь, мы будем придерживаться нормативов, которые предусмотрены, в том числе Градостроительным кодексом: это оборудование санитарно-защитных зон вокруг предприятий, их соблюдение и так далее. Кроме всего прочего, у нас должны быть соблюдены регламенты по работе с тем же пометом. Как одно из предложений, например, обсуждалось, чтобы с данным видом биологических отходов мы, допустим, работали только в зимний период, чтобы минимизировать выброс пахучих веществ и приносил меньший дискомфорт населению Челябинской области.

Следующим этапом станет работа с предприятиями, занимающимися разведением крупного рогатого скота, – думаю, им мы отведем первый квартал 2020 года, поскольку сама по себе проблема навоза КРС, она, скажем так, менее острая – в силу физиологии, специфики, и традиционно воспринимается, скажем так, проще и населением, потому что именно это удобрение чаще и привычней всего.

- А заключать соглашения предприятия будут с вами – то есть с Минсельхозом?

- Нет, для министерства сельского хозяйства это, конечно, работа непрофильная. Бремя подготовки проектов соглашений ложится на министерство экологии. Сам документ будет подписываться с правительством Челябинской области.

- Насколько охотно и активно агропредприятия включились в эту работу?

- Большинство предприятий, особенно крупных, уже работает над снижением экологических рисков – это, ну, просто законы общежития, мне кажется. Многие достигли определенных успехов. Так, «Чебаркульская птица » – предприятие, которое первым в России получило регистрацию органического удобрения на основе куриного помета, они самостоятельно разработали «рецепт» – малозатратный и экономически эффективный. Сегодня с территории предприятия не выходит помет как таковой – только удобрение, которым они же сами на своих полях и пользуются. Как результат – снижение числа жалоб населения.

Можно назвать положительный опыт птицефарики «Челябинская», которафя уже на протяжении многих лет имеет экологическое подразделение в своем составе. Они одними из первых в регионе занялись как раз сертификацией экологических удобрений, правда, пошли они немного другим путем, через систему традиционного компостирования, тем не менее, все экологические допуски и сертификаты у них на сегодняшний день имеются, этой работой они плотно занимаются. В дальнейших планах у фабрики – дополнительная глубокая переработка, на их территории было несколько пилотных проектов по переработке помета в агрохимикаты, в том числе стоит задача, чтобы их продукт, который получается на выходе, мог быть более транспортабельным, чтобы можно было его перевозить на дальние расстояния, потому что часть площадей, которые находятся в их пользовании, расположены в Верхнеуральском районе.

Могу назвать птицефабрику «Равис», у них точно так же принята внутренняя экологическая программа, они по ней работают, приняты нормативы, по которым они стараются вести собственно свою производственную деятельность. И соответственно, это выливается в сокращение числа жалоб по предприятию и, соответственно, скажем так, улучшение психологического климата вокруг территории компании.

Я могу назвать еще многие предприятия, на самом деле… Например, проект компании «Ромкор», который был реализован в Троицком районе, изначально предусматривал в себе экологическую составляющую: и обустройство лагун, и разработку технических регламентов по внесению уже перегоревшего навоза в поля и так далее. Все это было сделано, разработано до начала работы самого предприятия. К ним претензий с этой стороны не было и нет.

Сейчас этот путь проходит компания «Ариант», хотя и не без проблем, есть вопросы. Но точно так же они решаются, идет работа по обустройству технологических площадок для переработки, так называемых лагун. Работа длительная и напряженная.

- Но если каждое предприятие и без того уже работает над снижением экологических рисков, к чему эта централизация? Чтобы еще больше все зарегламентировать?

- Министерство сельского хозяйства, по сути, берет на себя организующую роль в этом вопросе, чтобы было с кого в итоге и спросить, ну, и создать определенные предпосылки к тому, чтобы предприятия подходили к этой работе более ответственно.

- Есть ли отрицательные примеры, или предприятия неохотно идут на заключение подобного соглашения, несмотря на наличие определенных экологических проблем? Или муниципалитеты не горят желанием участвовать?

- Есть территории, у которых, действительно, есть такие проблемы, например, нашумевшая тема пор компании «Уралбройлер», там были выставлены значительные штрафы по линии Росприроднадзора. Проблема эта на сегодняшний день решается, проводится рекультивация загрязненных территорий. То есть компания исправляет допущенные ошибки и уже думает над тем, чтобы их не было в последующем.

В этой работе отказников у нас нет абсолютно. Никто и не откажется, поскольку это необходимость, это данность, с этим мы живем, и все прекрасно понимают, что невозможно продолжать производство, если ты не соблюдаешь экологические нормы. Это не только имидж предприятия и муниципалитета – это нормальное человеческое существование, правила общежития на территории Челябинской области, поэтому равнодушных в этой работе нет.

- Алексей Владимирович, правильно ли я понимаю, что в основном, все сводится к переработке помета и навоза в удобрения?

- Предприятия ищут разные пути, пробуют. Можно даже электричество из помета получить, но оно будет запредельно дорогим. То есть надо считать экономику.

- То есть проект биогаза из птичьего помета – пока недостижимая мечта?

- Тут надо понимать одну важную вещь. Вообще, в самом помете больше 70% – это влага, вода, и всевозможные сушки направлены именно на то, в первую очередь, чтобы избавиться от этой влаги, и это самая затратная часть, почему проект не приживается. И мы не можем этот проект запустить – экономика на сегодняшний день не просчитывается. Но изыскания идут, работа продолжается.

- Значит, пока только удобрения. Значит ли это, что Челябинская область полностью перейдет на органику и откажется от минеральных удобрений?

- Применение минеральных удобрений в Челябинской области – так исторически сложилось – и без того находится на максимально минимальном уровне: мы в год вносим порядка 12 тыс. тонн в действующем веществе, это порядка четырех с небольшим килограммов на гектар, то есть это, по сути, ничего. Для сравнения: в регионах с интенсивным зерновым производством, таких как Краснодарский край, Орловская область, удобрения вносятся сотнями килограммов – 150 кг считается, в принципе, нормой, в том числе и в советский период. Поэтому задачи отказа от минеральных удобрений перед нами не стоит. Мы и так работаем над тем, чтобы у нас развивалось именно органическое земледелие и на выходе получался 100-процентно экологически чистый продукт.

- Как тогда насчет продвижения этой экологической фишки?

- Мы на самом деле уже давно «зеленую» продукцию, или как ее еще называют, «органик», продвигаем как бренд Челябинской области. В том числе на прошлогодней выставке «Золотая осень» именно под эгидой этого была организована вся наша экспозиция. Флаг первенства в этой работе – у компании «Союзпищепром» за счет создания растительных напитков – это их ноу-хау.

Думаю, что с переработкой помета в органическое удобрение, технологией, которую придумали и реализовали на «Чебаркульской птице», мы, в принципе, стоим на пороге большой работы. Мы, безусловно, будем рекомендовать ее распространить на весь регион, возможно, за его пределы. Тем более, область у нас не только мясная, но и зерновая – у нас очень много предприятий переработки, как ни у какого региона на Большом Урале. И им нужно много зерна, а уж  если оно еще будет и экологически чистым, и мы сможем законно эти значки использовать на упаковке, статус нашей области это будет повышать. У нас есть основа – пока это помет.

Вижу задачу в том, чтобы обеспечить доступность этих удобрений. То есть пора предприятиям – свиноводческим, птицеводческим – выйти уже за рамки своих площадей и предложить готовое решение, товар, который могли бы приобретать другие сельхозтоваропроизводители, не имеющие своей сырьевой базы по помету и навозу. К этому мы постепенно будем идти.

- Алексей Владимирович, будет ли предусмотрен какой-то стимулирующий механизм для тех, кто лучше всех соблюдает дорожную карту, выполняет ее мероприятия?

- В рамках бюджета сельского хозяйства мы отдельно пока не планировали поддержку, но у нас есть в рамках единой субсидии – поддержка на производство продукции птицеводства и свиноводства, и здесь, думаю, можно предусматривать варианты поощрения за соблюдение и исполнение мероприятий дорожной карты – как вариант.

Подготовила Ольга Бороденок