Александр Бортников, директор ФСБ: сейчас в ряду приоритетов – вскрытие «спящих ячеек» и противодействие боевикам-одиночкам

Интервью
20 декабря 2017 года, 19:42

Агентство новостей «Доступ» публикует интервью директора ФСБ России генерала армии Александра Бортникова, данное им «Российской газете» в канун профессионального праздника контрразведчиков (с сокращениями).

- Александр Васильевич, 20 декабря российские органы безопасности отмечают вековой юбилей. А почему вы не ведете отсчет своей истории, как другие министерства и ведомства, например, прокуратура и МВД, с петровских времен – ведь уже тогда существовали и разведка, и контрразведка?

- Действительно, структуры, решавшие разведывательные и контрразведывательные задачи, обеспечивавшие охрану правопорядка и защиту границ, в той или иной форме существовали в России еще со времен становления централизованного русского государства, но именно 100 лет назад они впервые были выстроены в целостную систему под единым началом.

Юбилей является хорошим поводом для того, чтобы расставить необходимые акценты и ответить на некоторые спорные вопросы, в том числе и те, которые вырастают из пристрастного отношения к событиям минувших лет. Ведь, как известно, рассмотрение фактов вне конкретного исторического контекста лишает нас возможности объективно оценивать прошлое, понимать настоящее и прогнозировать будущее.

- То есть не все, что широкая публика знает о деятельности вашей службы, соответствует действительности?

- Про органы безопасности создано множество мифов, нередко весьма живучих. Негласный характер деятельности объективно не позволяет в режиме реального времени и в полном объеме информировать общество о тех или иных аспектах проводимой работы. Это способствует возникновению, скажем так, ореола таинственности вокруг компетентных органов и одновременно повышает интерес публики к альтернативным, зачастую недобросовестным источникам информации о нас. Некоторые в погоне за сенсацией преувеличивают роль спецслужб в происходящих событиях, а кто-то откровенно лжет, решая пропагандистские задачи. Вскрывающиеся впоследствии факты, например, в ходе рассекречивания архивов, далеко не сразу позволяют развенчать уже ставшие привычными мифы.

- Отношение общества к отечественным спецслужбам весьма неоднозначно и неоднократно менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Из чего исходит ФСБ при оценке деятельности своих предшественников?

- Отвечая на этот вопрос, я бы хотел сделать акцент на трех важных моментах. Во-первых, следует учитывать исторические условия. Наше Отечество неоднократно становилось объектом враждебных посягательств иностранных держав. Противник пытался победить нас либо в открытом бою, либо с опорой на предателей внутри страны, с их помощью посеять смуту, разобщить народ, парализовать способность государства своевременно и эффективно реагировать на возникающие угрозы. Разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей.

Мы как органы безопасности обязаны своевременно выявлять замыслы противника, упреждать его действия и адекватно реагировать на любые выпады. В этом смысле важнейшим критерием оценки нашей деятельности является ее эффективность.

Во-вторых, решаемые органами безопасности первоочередные задачи меняются в зависимости от характера вызовов и угроз, с которыми сталкивается государство на разных этапах. То есть, к примеру, задачи ВЧК существенно отличались от задач КГБ и тем более ФСБ. Это обуславливало и логику структурных преобразований спецслужб, и методы ведения оперативной работы.

И наконец, в-третьих, сотрудников органов безопасности нельзя рассматривать в отрыве от общества, со всеми его плюсами и минусами. Меняется общество, меняемся и мы.

- Сотрудников ФСБ и сегодня часто называют чекистами. Вас не смущают такие параллели с ВЧК, которая создавалась как «карающий меч революции»?

- Совершенно не смущают. Слово «чекист» давно стало фигурой речи. Оно глубоко укоренилось не только в нашем профессиональном сленге, но и в принципе широко применяется в журналистской среде, в обществе в целом. Ну, и надо понимать, что деятельность нынешних органов безопасности не имеет ничего общего с «чрезвычайщиной» первых лет советской власти.

Напомню, что Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров во главе с Феликсом Дзержинским создавалась как временный орган с особыми полномочиями в условиях критического положения в стране, начала Гражданской войны и иностранной интервенции, паралича экономики, разгула бандитизма и терроризма, роста числа диверсий, усиления сепаратизма. Как Вы понимаете, чрезвычайность ситуации диктовала необходимость принятия чрезвычайных мер.

На ВЧК были возложены задачи разведки, контрразведки, розыска, следствия и суда с правом применения смертной казни, позднее – защиты госграницы, охраны объектов правительства и первых лиц государства.

Чекисты успешно выявляли и пресекали подрывную деятельность иностранных спецслужб, террористических, бандитских и белоэмигрантских организаций, а также участвовали в обеспечении продовольственной безопасности.

Одновременно велась борьба с пережитком Гражданской войны – «красным бандитизмом» – произволом левацки настроенного партактива и сотрудников силовых структур, которые под прикрытием «революционной целесообразности» чинили неправомерные расправы, аресты и реквизиции. Принятыми жесткими мерами к 1923 году в целом удалось пресечь это преступное явление.

Единая система органов безопасности во многом способствовала сохранению управляемости страной в условиях военного времени. В 1922 году ВЧК, выполнив свою миссию, была преобразована в Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, а в 1923-м – в связи с созданием СССР – в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) на правах общесоюзного наркомата. Перед ними стояли уже другие задачи: обеспечение безопасности и мирного развития молодого советского государства. Однако на десятилетия вперед за сотрудниками органов прочно закрепилось название «чекисты». Иными словами, история, опыт и традиции, которые отражаются в этом наименовании, не ограничиваются только периодом существования ВЧК или, как Вы сказали, «карающего меча революции». Она гораздо шире. И открещиваться от слова «чекист» – это все равно, что предавать забвению поколения наших предшественников.

<…>

- Для многих органы ВЧК – ОГПУ – НКВД до сих пор ассоциируются прежде всего с репрессиями 1930-х годов. Неужели сами чекисты не понимали, в чем они участвовали?

- Обратимся к реалиям тех лет. Версальский мир расценивался странами-победительницами лишь как временная передышка. Планы нападения на СССР разрабатывались ими еще с 20-х годов. Угроза надвигающейся войны требовала от советского государства концентрации всех ресурсов и предельного напряжения сил, скорейшего проведения индустриализации и коллективизации. Но общество еще не оправилось после Гражданской войны и разрухи. Мобилизация проходила очень болезненно. Жесткие методы государства породили неприятие у части советского общества. <…>

В органах начались «чистки», которые еще больше усилились после убийства Сергея Кирова в декабре 1934 года. При малейших подозрениях в «неблагонадежности» квалифицированные сотрудники переводились на периферию, увольнялись или арестовывались. Их место занимали люди без опыта оперативной и следственной работы, но готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны «перегибы» в работе ОГПУ – НКВД на местах. Безусловно, среди чекистов были и, к сожалению, приспособленцы, державшиеся принципа «цель оправдывает средства»

- Так была ли реальная доказательственная база у этих «чисток»?

- Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов. Планы сторонников Льва Троцкого по смещению или даже ликвидации Сталина и его соратников в руководстве ВКП(б) – отнюдь не выдумка, так же как и связи заговорщиков с иноспецслужбами. Кроме того, большое количество фигурантов тех дел – это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд.

Вместе с тем я не хочу никого обелять. Конкретные исполнители преступных деяний среди чекистов поименно известны, большая часть из них понесла заслуженное наказание после смещения и расстрела Ежова. Над ними также состоялся суд истории: в периоды массовой реабилитации 1950-х и конца 1980-х годов приговоры по их делам были признаны окончательными и не подлежащими пересмотру.


Александр Бортников: «В конце 1980-х годов была рассекречена справка МВД СССР от 1954 года о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921-1953 годах – 4 млн 60 тыс. 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 тыс. 980, к ссылке и высылке – 765 тыс. 180».


- А насколько органы безопасности владели информацией о готовящейся войне против СССР?

- В предвоенные годы первоочередное внимание было уделено пресечению разведывательно-диверсионной деятельности зарубежных спецслужб, прежде всего «стран оси» – Германии, Италии и Японии, готовивших нападение на СССР. В активной разработке находились спецслужбы Польши, Финляндии и государств Прибалтики, собиравшие информацию о советском военном и экономическом потенциале, при том, что руководство этих стран находилось в тесном контакте с Берлином. Под плотный контроль были поставлены все иностранные дипмиссии, с позиций которых велась разведывательно-подрывная деятельность. Как потом вспоминали иностранные дипломаты и кадровые разведчики, они не могли сделать ни шагу без сопровождения советской контрразведки.

Был установлен строгий контрразведывательный режим на объектах промышленности и транспорта, благодаря которому удалось не допустить утечки сведений о новых промышленных предприятиях Урала и Сибири, численности воинских формирований РККА на Дальнем Востоке, а также о новейшей военной технике, в частности танке Т-34. Велись подбор и подготовка диверсионно-партизанских кадров на случай войны с гитлеровской Германией. К охране государственной границы все шире привлекалось местное население: только за 1940 год членами «бригад содействия» были задержаны 5176 нарушителей.

- Иными словами, Сталин знал о готовящейся агрессии?

- Конечно. В частности, начиная с 1940 года стали поступать разведданные о масштабном передвижении воинских эшелонов к советской границе и сосредоточении там частей Вермахта. Разведка сообщала об ускоренном строительстве новых укреплений, аэродромов, складов и дорог, частичной или общей мобилизации местного населения, активизации немецкой агентуры в приграничье. Только с 18 по 22 июня 1941 года на минском направлении были задержаны и обезврежены 211 разведывательно-диверсионных групп и диверсантов-одиночек. Было зафиксировано повышение интенсивности радиообмена шифрованными сообщениями, получена информация об издании в Германии карманных немецко-украинских словарей для пехотных частей. Кроме того, были добыты ценные сведения о нежелании франкистской Испании и Турции объявлять войну СССР, а также заинтересованности Берлина в оперативной информации о контактах советского руководства с британцами и американцами.

С самого начала войны были мобилизованы все сотрудники органов безопасности. Они принимали участие в боевых действиях в составе 53 дивизий и 20 бригад НКВД, отдельных частей и пограничных войск. Только в битве за Москву сражались 4 дивизии, 2 бригады и истребительный авиаполк НКВД. Наши летчики совершили более 2 тысяч вылетов для прикрытия советских войск и отражения вражеских воздушных атак. Полк транспортной авиации НКВД выполнял полеты в осажденный Ленинград и обеспечивал спецсвязь Ставки ВГК со штабами фронтов и армий. В 1943 году в состав РККА была включена 70-тысячная армия войск НКВД, ставшая 70-й армией. Она прошла героический путь от Курской дуги до взятия Берлина.

В условиях быстрого продвижения германских войск сотрудники госбезопасности сопровождали эвакуацию промышленных предприятий и обеспечивали их развертывание на новых местах. Ужесточался контрразведывательный режим на оборонных заводах и других стратегически важных предприятиях, которые должны были без перебоев работать и обеспечивать нужды фронта. К ноябрю 1942 года германская разведдеятельность в глубоком советском тылу была полностью парализована.
<…>
Большой вклад в дело разгрома германской военной машины внесла советская разведка. Осуществление разведывательно-диверсионной деятельности, создание агентурных сетей на захваченных территориях, дезинформирование противника, организация партизанского движения были поручены 4 Управлению НКВД. В число его агентов входил легендарный разведчик Николай Кузнецов. Чекисты проводили сложные операции на стыке разведки и контрразведки, получившие название «радиоигры», в ходе которых добывались оперативные данные о планах германского командования и спецслужб, обезвреживались шпионы, изымалось большое количество оружия и бое­припасов. Кроме того, в НКВД была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) - прообраз современного спецназа.
<…>
После вступления Красной Армии на территорию государств Восточной Европы на первый план вышли оперативные мероприятия по розыску нацистских преступников, пособников оккупантов и оставшейся агентуры противника. В западных областях СССР действовали многочисленные и хорошо вооруженные националистические бандформирования, ранее сотрудничавшие с гитлеровцами, а теперь плотно опекавшиеся американскими и британскими спецслужбами. Бандиты терроризировали население, совершали вооруженные вылазки, диверсии и убийства. Начиная с 1944 года в отношении крупных бандгрупп проводились чекистско-войсковые операции, которые можно сравнить с современными контртеррористическими операциями. Оперативной ликвидации лидеров националистов и рядовых боевиков способствовал созданный в кратчайшие сроки агентурный аппарат, состоявший из местных жителей. К середине 1950-х годов подполье в основном было ликвидировано. Однако розыск и предание суду военных преступников продолжились вплоть до конца 1980-х годов.

По сути, война для сотрудников советских органов безопасности после Победы не закончилась?

- Несмотря на союзнические отношения во время Второй мировой, к ее окончанию геополитическое и идеологическое противостояние между Великобританией, США и СССР возобновилось. Еще в апреле 1945 года Объединенный штаб планирования британского военного командования начал разработку операции «Немыслимое» по нападению на СССР. Позднее «фултонская речь» Черчилля ознаменовала начало «холодной войны», а создание НАТО еще больше обострило ситуацию.

США намеревались использовать против нашей страны испытанное в Хиросиме и Нагасаки атомное оружие. Были намечены десятки целей для бомбардировок. К сентябрю 1945 года насчитывалось 15 первоочередных и 66 второстепенных целей. Утвержденный в 1949 году план «Дропшот» предполагал развязывание натовской агрессии, которая должна была начаться бомбардировками 100 советских городов с использованием 300 ядерных боезарядов. Информация об этих планах, добытая по каналам агентурной и технической разведок, своевременно докладывалась лично Сталину.

- Но те же американцы все-таки опережали нас в ядерном проекте?

- Разведданные о ведущихся в фашистской Германии, Великобритании и США разработках атомного оружия поступали в Москву на протяжении всей войны. Старт советской ядерной программы был дан в 1942 году, хотя разработки в этой сфере велись с 1930-х годов. В августе 1945 года был создан Спецкомитет при Государственном комитете обороны для организации ускоренных работ по созданию атомного боезаряда («Проблема № 1»), во главе с Наркомом внутренних дел Л. Берией.

С марта 1946 года к задействованным в реализации «атомного проекта» институтам и лабораториям прикреплялись уполномоченные из числа опытных контрразведчиков.

- Эти офицеры были нужны для того, чтобы следить за учеными?

- Нет, у них были другие задачи. Они должны были всячески содействовать материально-техническому обеспечению научной деятельности, гарантировать режим секретности, организовать охрану объектов, ученых и конструкторов. Кроме того, разведка и контрразведка регулярно поставляли научным коллективам ценную информацию о зарубежных достижениях в атомной сфере, а также образцы соответствующей техники. Так при активном содействии органов безопасности ковался советский «ядерный щит».

- Иностранные, как сейчас принято говорить, «партнеры» вряд ли оставили успехи советских разведчиков без ответа?

- Созданному 15 марта 1946 года Министерству госбезопасности уже противостояло объединенное зарубежное разведсообщество во главе с США. В условиях «хрущевской оттепели» расширились политико-экономические и научно-культурные связи СССР со странами Запада, участились деловые и туристические поездки иностранцев в Союз, чем не замедлили воспользоваться иноспецслужбы. Так, в 1955-1956 годах среди американских, британских, французских и других делегаций и туристов, посещавших различные симпозиумы и выставки, были установлены и взяты в оперативную разработку 40 лиц, принадлежавших к кадровому и агентурному аппарату иноспецслужб. В последующие годы их количество неуклонно росло. Часть из них была привлечена к уголовной ответственности, а часть выдворена из страны.

<…>

От органов безопасности требовалось принятие дополнительных мер в сфере защиты гостайны. КГБ решал задачу по контрразведывательному обеспечению «закрытых городов», НИИ и производственных объединений, заводов, опытных баз, полигонов. Контрразведчики внедряли новые методы «легендирования» предприятий, маскировки проводимых работ, испытаний новейшего оборудования, перевозки военной техники, использования аппаратуры для установки радиоэлектронных и иных помех техническим разведсредствам противника, проведения операций дезинформации.

- Правда ли, что именно при Андропове был взят курс на большую открытость КГБ и результатов его деятельности для советского общества?

- Именно так. Необходимо было показать реальную роль наших сотрудников в деле обеспечения безопасности Родины. Появились многочисленные публикации в журналах, книги и кинофильмы о работе органов госбезопасности, в основу которых легли рассекреченные документальные материалы. <…> В целом, системная работа по борьбе с терроризмом уже начала выстраиваться в КГБ после теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. На основе оперативной информации в Комитете создавались учеты лиц, подозреваемых в террористических и экстремистских намерениях, а также связанных с преступными и радикальными группировками. В 1974 году была сформирована легендарная группа «А» 7-го Управления КГБ для проведения контртеррористических операций. Важным достижением Андропова стала борьба с коррупцией в органах власти и партийных структурах. <…> Был нанесен удар по «торговой мафии».

- После смерти Юрия Андропова в стране начались процессы, которые через несколько лет привели к развалу СССР. КГБ мог повлиять на этот процесс и сохранить страну?

- Пришедшая к власти команда реформаторов во главе с М. Горбачевым, несмотря на провозглашение перестройки, открытости и гласности, сохранила запрет на оперативную разработку представителей партийной элиты. ЦК КПСС не реагировал даже на информацию контрразведки о приобретении иностранными спецслужбами «агентов влияния» в союзных органах власти.

- «Агенты влияния» – это современный сленг?

- Нет, этот термин впервые был употреблен Андроповым еще в 1977 году в докладе для Политбюро «О враждебной деятельности ЦРУ США по разложению советского общества и дезорганизации социалистической экономики через агентуру влияния». <…> Между тем, проблемы неуклонно нарастали: на фоне углублявшегося экономического кризиса усиливалось социальное и политическое недовольство среди населения, обострялись межэтнические и межрелигиозные противоречия, набирали силу сепаратистские тенденции. В различных регионах страны вспыхивали массовые бунты и погромы. Однако направлявшиеся в «горячие точки» подразделения КГБ и других силовых структур неизменно оказывались в западне: центральная власть не хотела брать на себя ответственность за подавление конфликтов, отдавала противоречивые приказы и, в конечном итоге, бросала сотрудников на произвол судьбы. Это привело к подрыву доверия силовиков к руководству страны. Можно сказать, что последний оплот защиты единого государства рухнул.

К тому времени уже начался демонтаж КГБ СССР. В борьбе за власть партийные элиты союзных республик, подминая местные органы безопасности, рассчитывали укрепить собственные позиции и ослабить влияние Центра. В мае 1991 года было принято решение о создании КГБ РСФСР под предлогом того, что у России, в отличие от других союзных республик, не было своих органов безопасности, а в дальнейшем – о его преобразовании в Агентство федеральной безопасности. В распоряжение последнего стали переходить подразделения центрального аппарата союзного Комитета, который был упразднен к концу года.

Началась череда трансформаций и переподчинений. Формально функции координации органов безопасности союзных республик стала выполнять Межреспубликанская служба безопасности. В самостоятельные ведомства были выделены внешняя разведка, пограничные войска, служба охраны, правительственная связь и некоторые другие. Большая часть подразделений вошла в Министерство безопасности, а затем в Федеральную службу контрразведки Российской Федерации.

- Удивительно, что в России на тот момент вообще осталась действующая система государственной безопасности.

- Понимая всю сложность положения страны, сотрудники прилагали максимум усилий для решения стоящих перед ними задач. При этом и российское руководство, столкнувшись с неуправляемым ростом центробежных тенденций в стране, грозивших гражданской войной и распадом Федерации, также пришло к выводу о необходимости восстановления полноценной системы безопасности.

В апреле 1995 года была создана ФСБ России. На законодательном уровне были четко определены направления деятельности органов безопасности и закреплены гарантии государства по соблюдению прав и свобод граждан при реализации спецслужбами своих функций. Все это способствовало повышению эффективности оперативной работы. Только в 1995-1996 годах подразделения контрразведки выявили и взяли под оперативный контроль 400 кадровых сотрудников западных спецслужб, в том числе из государств бывшего соцлагеря, и 39 их агентов.

Иностранные спецслужбы стремились получить доступ к секретным разработкам оборонно-промышленного комплекса, а также к информации о состоянии и потенциале Вооруженных Сил Российской Федерации. Решение этой задачи зарубежным разведкам во многом облегчал рост количества «инициативников» из числа российских граждан, решившихся на предательство ради личного обогащения – госизмена была поставлена на рыночные рельсы.

Значительный вклад в дело укрепления органов безопасности внес Владимир Владимирович Путин, назначенный на пост директора ФСБ России в июле 1998 года. В период его руководства была оптимизирована структура ведомства, увеличено финансирование и заложена основа для глубокой модернизации материально-технической базы, что позволило с большей эффективностью решать оперативные задачи.

В августе 1999 года ведомство возглавил Николай Патрушев. В 2003 году в состав ФСБ России были включены Пограничная служба и ведущие подразделения ФАПСИ. Это в значительной степени обогатило специальный инструментарий обеспечения безопасности страны и в целом повысило системность и наступательность действий нашего ведомства. Кроме того, информация о результатах работы Службы стала все чаще выходить в публичное пространство, что заложило основу для выстраивания конструктивного диалога органов безопасности с обществом.

- Начало двухтысячных запомнилось постоянными сообщениями о шпионских играх против России, хотя внешне была «перезагрузка» и дружба с теми же американцами. Или это была только видимость?

- Действительно, в то время большой общественный резонанс вызвали результаты работы нашей контрразведки. В 2000 году при получении от профессора МГТУ им. Баумана А. Бабкина секретных сведений о новейшей сверхскоростной подводной ракете «Шквал» задержан сотрудник РУМО США Э. Поуп. Его вина была доказана судом, но, исходя из принципа гуманности и учитывая состояние его здоровья, он был помилован президентом России и выдворен из страны.

В 2003 году вскрыта шпионская деятельность спецслужб США, которые разместили в железнодорожных контейнерах с грузами для нужд американских подразделений в Центральной Азии средства электронной разведки. А ведь разрешение на транзит этих составов по нашей территории было актом доброй воли российского руководства по отношению к Вашингтону. Мы выявили и изъяли более полутора сотен шпионских приборов. Дело завершилось международным скандалом и нотой протеста МИД России.

В 2006 году после долгого изучения маршрутов передвижения по нашей столице британских дипломатов Э. Флеминга, К. Пирса, М. Доу и кадрового сотрудника МИ-6 П. Кромптона были обнаружены 2 электронных передатчика, замаскированных под камень и предназначенных для контактов с агентурой посредством беспроводной связи. Все четверо были выдворены из страны. Разоблачение британских шпионов после официальных заверений Лондона в том, что с 90-х годов он не ведет разведку в России, скомпрометировало Великобританию. Помимо этого, благодаря нашей работе достоянием общественности стали факты финансовой поддержки и координации деятельности ряда российских НКО со стороны МИ-6.

- Сегодня иностранные разведки стали меньше шпионить в России?

- Я бы так не сказал. Иностранные спецслужбы по-прежнему стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства. Естественно, это встречает решительный отпор со стороны контрразведчиков. Так, с 2012 года по настоящее время были осуждены 137 кадровых сотрудников иноспецслужб и их агентов. Во взаимодействии с другими органами власти России прекращена работа 120 иностранных и международных неправительственных организаций, являющихся инструментом зарубежного разведсообщества. В результате мероприятий по защите сведений, составляющих гостайну, осуждены 140 человек.

- Как Вы оцениваете уровень экстремистской и террористической опасности. И насколько спецслужбы готовы к отражению подобных угроз?

- Сегодня в России выстроена общегосударственная система противодействия терроризму. В ее функции входят профилактика и борьба с терроризмом, а также минимизация его последствий. С 2006 года успешно функционируют Национальный антитеррористический комитет и Федеральный оперативный штаб, в регионах созданы антитеррористические комиссии и оперативные штабы. Законодательно закреплена обязательность исполнения органами власти их решений. В результате принятых за последние 6 лет мер практически в 10 раз снизилось количество совершаемых в России преступлений террористической направленности. В 2017 году было предотвращено 23 теракта. Ведется профилактическая работа по недопущению радикализации различных групп населения, в первую очередь молодежи, их вовлечения в террористическую деятельность. Осуществляются мероприятия по противодействию распространению идеологии терроризма. Пресечена деятельность свыше 300 структурных подразделений организаций террористической и экстремистской направленности.

За последние 5 лет за преступления, связанные с терроризмом и экстремизмом, осуждены более 9,5 тысячи человек. Из незаконного оборота изъято значительное количество оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Фактически полностью ликвидировано бандподполье на Северном Кавказе. Ведется работа по перекрытию каналов переброски боевиков международных террористических организаций из зон вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и афгано-пакистанской зоне в Россию, а также выезда в эти регионы российских граждан. На сегодняшний день установлены порядка 4,5 тысячи россиян, которые отправились за рубеж для участия в боевых действиях на стороне террористов. За последние 2 года не допущен выезд более 200 человек. Проводятся фильтрационные мероприятия в миграционных потоках. За организацию каналов нелегальной миграции с 2012 года осуждены более 1 тысячи человек. Сейчас в ряду приоритетов – вскрытие «спящих ячеек» террористических и экстремистских организаций, а также противодействие боевикам-одиночкам, атаки которых в последнее время произошли уже во многих государствах. 

<…>

- Насколько серьезная опасность исходит сегодня со стороны нашего ближайшего соседа – Украины?

- Мы уделяем повышенное внимание выстраиванию надежного заслона угрозам со стороны нынешней Украины. Принимаются меры по пресечению координируемой Западом диверсионно-подрывной и террористической деятельности ее спецслужб, а также блокированию попыток украинских националистов и экстремистов установить связи с единомышленниками в России и вести деструктивную работу в украинской диаспоре. Так, в 2016 - 2017 годах в Крыму нейтрализованы 3 диверсионно-террористические группы СБУ и ГУР Минобороны Украины. В 2016 году в Ростовской области задержаны члены «Правого сектора», готовившие теракты в российских регионах. Вскрыты попытки СБУ наладить каналы наркотрафика в Россию.

- Крупные коррупционные расследования последних лет стали возможны благодаря оперативной разработке ФСБ, не так ли?

- В сфере обеспечения экономической безопасности за 5 лет предотвращено нанесение ущерба государству на сумму более 900 млрд рублей. По нашим материалам за преступления экономической, в том числе коррупционной направленности осуждены почти 13 тыс. человек. Среди них чиновники федерального уровня, представители губернаторского корпуса, руководители ряда министерств и ведомств, госкорпораций, предприятий и учреждений. Несмотря на сложность и длительность сбора доказательственной базы, необходимость распутывания многоуровневых схем незаконного обогащения под серьезным административным давлением со стороны подозреваемых, эта работа будет продолжена, невзирая на чины и звания.

Ведется борьба с организованной преступностью. С 2012 года пресечена деятельность порядка 300 криминальных сообществ, возглавляемых, в том числе, высокопоставленными должностными лицами. За контрабанду осуждены 326 человек. Из незаконного оборота изъято около 23 тонн наркотических средств и психотропных веществ, к уголовной ответственности привлечены более 7 тысяч наркоторговцев.

- Есть крылатое выражение «граница на замке». Актуально ли оно сейчас?

- Безусловно. В настоящее время Пограничная служба в тесном взаимодействии с территориальными подразделениями ФСБ России и органами военной контрразведки эффективно противодействует всему спектру угроз безопасности нашей страны. За 5 лет пограничники задержали более 25 тысяч нарушителей госграницы. Осуждены 10 тысяч. Принимается комплекс мер по пресечению нелегального оборота водных биологических ресурсов, прежде всего в Тихоокеанском и Каспийском регионах. В числе приоритетов – укрепление российских рубежей в Арктике и участков границы с Украиной.

- А насколько защищено российское киберпространство? Удалось обнаружить источники массовых хакерских атак на государственные интернет-ресурсы, которые были весной? Вообще, подобные атаки – это редкость или они идут постоянно?

За последние годы обеспечение информационной безопасности нашей страны выведено на качественно новый уровень. С 2013 года при головной роли ФСБ России последовательно наращивает потенциал Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России – ГосСОПКА. К ней планомерно подключаются компьютерные сети российских министерств и ведомств, госкорпораций и ведущих банковских структур. Свою эффективность ГосСОПКА доказала во время массированных распределенных атак в 2016 году и масштабного вирусного заражения в мае 2017 года, не допустив нанесения ущерба подключенным к ней ресурсам. В целом, ежегодно пресекаются десятки миллионов целенаправленных воздействий на официальные сайты и информационные системы органов госвласти, в том числе на официальное интернет-представительство Президента России. За преступления, совершенные с использованием компьютерных технологий, с 2012 года осуждены 358 человек.

- Временами в СМИ можно увидеть технику ФСБ, буквально поражающую воображение. Насколько она эффективна в полевых условиях?

Мы, безусловно, уделяем повышенное внимание укреплению научно-технического и боевого потенциала органов безопасности. Это залог эффективности всей нашей работы. Продолжается ввод в эксплуатацию разработанных ведомственными специалистами новейших образцов вооружения и специальных технических средств, не имеющих аналогов в мире. Создается перспективное поколение беспилотных летательных аппаратов, систем управления наземными и воздушными роботизированными комплексами, а также бронированных транспортно-боевых машин с повышенной проходимостью, скоростью и защищенностью. Современная техника существенно расширила возможности спецподразделений, пограничных органов, авиации и криминалистического обеспечения оперативно-розыскной и следственной деятельности.

- Сказалось ли общее охлаждение отношений России с Западом на взаимодействии ФСБ с иностранными партнерами? У нас продолжаются контакты по обмену информацией с США и спецслужбами других стран?

- Несмотря ни на что, наше международное сотрудничество развивается достаточно успешно. Сейчас ФСБ России поддерживает официальные контакты с 205 спецслужбами и правоохранительными органами из 104 стран, в том числе с 56 пограничными структурами 48 государств. Сотрудничество с коллегами осуществляется как в двустороннем формате, так и на многосторонних площадках. <…> Партнеры хорошо понимают, что политические трения не снимают с повестки дня такие острые проблемы, как международный терроризм, транснациональная оргпреступность и криминализация информационной среды – эти угрозы требуют системного противодействия со стороны широкого круга компетентных структур.

- В последнее время ФСБ ведет активную нормотворческую деятельность. Какие новации в данной сфере Вы могли бы особо отметить?

- По нашей инициативе введен институт официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, отнесенных к подследственности органов безопасности. Приняты новые статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за пособничество в совершении захвата заложников и создании незаконного вооруженного формирования, а также за участие в НВФ, действующем на территории иностранного государства. Ограничены возможности для пропаганды террора и финансирования бандгрупп с использованием интернет-технологий. К террористам перестали применяться сроки давности привлечения к ответственности, а также институты условного осуждения и отсрочки отбывания наказания. Установлена уголовная ответственность за несообщение о готовящемся или совершенном тер­акте, за некоторые преступления снижен возраст применения наказания до 14 лет. Расширен перечень сведений, составляющих гостайну. Введена процедура признания Минюстом России деятельности иностранных и международных неправительственных организаций в нашей стране нежелательной в случае, если она представляет угрозу безопасности. На законодательном уровне урегулированы вопросы защиты ключевых отраслей экономики от компьютерных атак, уточнены обязанности операторов связи и особенности госконтроля в области информационной безопасности.

- Вы решаете такой широкий круг задач. Личный состав должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки...

Совершенно верно. Одним из приоритетов Ведомства является обязательное и непрерывное профессиональное развитие кадров, постоянное совершенствование возможностей системы ведомственного образования на основе современных методик и технологий. Интеграция образовательного процесса с наукой и практикой обеспечивает эффективное использование потенциала наших вузов и прикладную направленность обучения. Сейчас в системе ФСБ России функционируют 2 академии, 11 институтов и кадетский корпус. В целом, обучение ведется по 70 направлениям и специальностям. Мы в высшей степени заинтересованы в том, чтобы патриотически ориентированная молодежь пополнила ряды слушателей наших ведомственных вузов и впоследствии посвятила свою жизнь делу обеспечения безопасности нашей Родины.

Фото «Российской газеты»