ДЕНЬ ПОБЕДЫ. А ПРАВДА ЛИ? Освобождение Праги: был ли челябинским первый танк, ворвавшийся в город

8 мая 2014 года, 19:33

Это традиционная рубрика Агентства новостей «Доступ». Мы продолжаем серию репортажей, касающихся вклада южноуральцев в дело Победы. Елена Городницкая из Златоуста пишет: «Недавно была в Праге. Местный гид рассказал, что во время освобождения города в 1945 году первым в город вошел танк из Челябинска. Правда ли это? Как зовут героических танкистов?» Мы обязательно узнаем ответ на этот «международный» вопрос.

Идем искать ответ в Музей Челябинского тракторного завода – здесь знают все не только о героических тружениках предприятия, в три смены работавших в годы Великой Отечественной войны, но и о главной продукции, выпускаемой в те годы, – танках, сокрушивших стальной хребет немецких панцерваффе.

«Самое известное у нас добровольческое соединение – это Уральский добровольческий танковый корпус. И если говорить о Челябинской области, то боевые машины делались на Челябинском Кировском заводе, т.е на ЧТЗ. Но в создании этой бригады принимали участие все люди. Все – начиная от боевой машины и заканчивая пуговицами на гимнастерках – все было сделано сверх плана и на деньги жителей области», – сообщила хранитель музея Татьяна Пушкарева.

В состав Уральского корпуса входила и 63 Челябинская добровольческая танковая бригада, бойцам которой воздвигнут монумент на Кировке. За 22 месяца 1944-45 годов танкисты прошли 3 800 км, из них 2 000 – с боями. Курская дуга, взятие Каменец-Подольского, освобождение Львова. За златоустовские ножи из черной стали, которые носили бойцы, немцы прозвали их «шварцмессер» – «дивизией черных ножей». Уже после падения Берлина челябинцев в срочном порядке перенаправили в Прагу. Это был последний город в Европе, который оставался под контролем немцев. В течение 8 и в ночь на 9 мая бригада совершила 130-километровый марш-бросок. Рано утром 9 мая ворвалась на северо-западную окраину Праги.

«В самой Праге течет река Влтава. На ней, соответственно, мосты, соединяющие две части города. И вот на одном из мостов был подбит один из наших танков, экипаж лейтенанта Гончаренко», – рассказала Татьяна Пушкарева.

В челябинском Саду Победы есть настоящий танк Т-34. Он серийно выпускался с 1939 по 1944 год. Почти на такой же боевой машине – танке Т-34-85 и совершил свой подвиг экипаж гвардии лейтенанта Ивана Гончаренко. Немного фантазии, и можно себе представить, как на рассвете 9 мая 1945 года такой танк вышел к Манесовому мосту на берегу Влтавы, где вступил в неравный бой с 13 самоходками панцерваффе, уничтожил три из них, но затем был подбит сам.

В экипаж машины, помимо Гончаренко, входили механик-водитель старший сержант Шкловский, командир орудия сержант Батырев, радист сержант Филиппов и заряжающий сержант Ковригин. Посмертно Иван Гончаренко награжден орденом Отечественной войны I степени.

На месте гибели Гончаренко в Праге был установлен памятный знак. В честь его танка – как первого из пришедших на помощь восставшему городу – в столице Чехословакии поставили памятник. Тоже танк. Однако, во время «бархатной революции» в конце 80-х его демонтировали.

Сергей Подолий,
фото и видео автора