«А правда ли, – спрашивает нас Елена Матюшина из Сатки, – что в годы Великой Отечественной в Челябинском оперном театре, где тогда размещался завод “Калибр”, выпускавший боеприпасы, прогремел страшный взрыв? И поэтому театр открылся только в 1956 году?» Мы знаем, где искать ответ на этот вопрос. Конечно, в самом театре.
Челябинский театр оперы и балета имени Глинки. Один из главных центров культуры Южного Урала. Находясь здесь, среди хрустальных люстр и белоснежных потолков, трудно себе представить, что 70 лет назад под этими сводами вместо Чайковского и Верди звучала совершенно иная «музыка» – рокот и визг фрезерных и токарных станков московского завода «Калибр».
Своим появлением в стенах недостроенного здания оперного театра, сооружение которого началось в 1937 году, промышленное предприятие обязано Государственному комитету обороны, решением которого в Челябинск был эвакуирован московский завод. В город прибыло 30 эшелонов с людьми и оборудованием. Несмотря на неприспособленность помещений для организации производства, уже в феврале 1942 завод приступил к выпуску продукции.
«Он назывался Завод измерительных приборов. Поэтому нигде официально не звучало, что выпускались гильзы, снаряды, патроны», – рассказал хранитель архива ЧГАТОБ Сергей Чадов.
Сергей Чадов в театре с 1973 года. В прошлом – солист балета. А в 1990 году начал собирать архив, что и продолжает делать до сих пор. По его сведениям, о взрыве, прогремевшем в помещении театра, несмотря на специфичность выпускавшейся тогда продукции, архивные источники не упоминают. Тем не менее, слухи о взрывах имеют под собой реальное основание.
Все пространство сцены – вплоть до пола оркестровой ямы – было залито толстым слоем бетона. Позже, во время ремонта, и прозвучали взрывы. Взрывали аммонал, чтобы пробить этот многометровый слой.
«Это намного сильнее, чем сейчас динамит или тротил. Вот от этого, может быть, и были такие страшные звуки. Ну, а здание, как свидетельствуют фотографии 1948 года, не было повреждено, просто оно пострадало от того, что было пропитано толстым слоем эмульсии и масел, которые пришлось выжигать паяльными лампами», – пояснил Сергей Чадов.
Потому-то ремонт и затянулся до 1955 года. Кстати, во время реконструкции театр изменил свой внешний вид – место шести квадратных колонн заняли восемь круглых, появились знаменитый фронтон со скульптурами и надстройка над сценой.
В некоторых местах театр сохранил оригинальные росписи конца 40-х – начала 50-х годов. По ним можно судить, каким был интерьер учреждения в послевоенное время.
Вторая перемена интерьера произошла в 1980-83 годах. Тогда лепнина зрительного зала и фойе была покрыта сусальным золотом, которого потребовалось 11 килограммов. Люстры и канделябры украсил новый хрусталь, а их бронзовые фрагменты были отшлифованы. Театр приобрел свой современный вид, полностью очистившись от заводского наследия военной поры.
Теперь понятно, откуда взялись слухи о взрыве, якобы разрушившем часть театра. Война оставляет раны и шрамы, но для Челябинского театра оперы и балета воспоминания о них уже позади.
Сергей Подолий,
фото и видео автора
на рассылку dostup1.ru