ЭКСКЛЮЗИВ. 25 ЛЕТ АШИНСКОЙ ТРАГЕДИИ: «Застыв душой, как лед…» – зампред Совета министров СССР
Зампредседателя Совета Министров СССР Геннадий Ведерников, возглавлявший правительственную комиссию для установления причин ашинской катастрофы и оказания помощи пострадавшим, описал увиденное в день трагедии в рассказе, который ранее нигде не публиковался, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Геннадий Ведерников написал рассказ спустя несколько лет после аварии, а позже собственноручно внес карандашом несколько правок. Труд видного госслужащего хоть и не претендует на литературную премию, но представляет историческую ценность, ведь зампредседателя Совета Министров СССР не только описал свою работу и впечатления от случившегося, но и отметил роль в спасении пострадавших местных жителей, медиков и молодых военных.
Рассказ начинается с лирического вступления об идущем к Черному морю поезде, однако в сон мирно спавших пассажиров беспардонно вмешивается взрыв. Возможно, оттого, что автор очень уж ярко запомнил жар и духоту на месте катастрофы, он говорит здесь не об «июньской» (4.06.1989), а об «июльской» ночи. Тем не менее, время и место трагедии полностью совпадают с реальными. Спустя несколько минут спящего у себя в Москве Ведерникова также разбудит телефонный звонок, заставляя его ехать в Кремль и формировать Комиссию.
Зампредседателя Совета Министров СССР Геннадий Ведерников докладывает генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву о проделанной на месте трагедии работе
С большим уважением руководитель группы экспертов отзывается о своих коллегах и подчиненных, подчеркивая, что эта команда пережила ни одну аварию и знает, что делать в экстренных случаях. В сдержанных приветствиях Ведерников показывает, насколько дружны и близки друг другу стали люди, в отношения которых не вмешивалась бюрократическая иерархия. Но оказавшись на месте катастрофы, даже закаленная команда пришла в шок. От поваленных деревьев автор переходит к описанию обжаренных полуживых людей, а затем сотен трупов детей и взрослых.
Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и зампредседателя Совета Министров СССР Геннадий Ведерников на месте трагедии
«Застыв душой, как лед, председатель шел вдоль этого скорбного ряда вечности и тяжело молчал. Ему кроме этого человеческого ужаса надо было еще думать и о том, как спасти тех, тоже жареных, но еще живых. Он не давал воли своим эмоциям. Он думал о жизнях, которые в этом диком беспамятстве катастрофы, должны сохраниться, и пусть даже в изуродованном виде. Но они должны жить. Он, немало повидавший на своем веку, понимал – боль и тяжесть утрат пройдут. Непременно. А люди, оставшиеся после катастрофы, изувеченные огнем, останутся жить. Надо было о них позаботиться сегодня, и подумать, что им будет нужно завтра», – пишет Геннадий Ведерников.
Председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков
и генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на месте трагедии
Руководитель комиссии обращает особое внимание на роль государства и ответственных людей, которые стояли за его спиной. В поле зрения Ведерникова попадают и молодые солдатики, которых тошнит от вида жженого человеческого мяса, но они продолжают таскать трупы и помогать раненым, и действия министра здравоохранения, который, не дожидаясь указаний, сам направляет на место катастрофы бригады медиков с лекарствами. По мнению Ведерникова, советская система позволила тогда оперативно принять необходимые меры к спасению людей. Между строк в словах зампредседателя Совета Министров СССР читаются почтение и благодарность к коллегам и героям, не растерявшимся на месте катастрофы, потрясшей весь мир.
Геннадий Георгиевич Ведерников (5 августа 1937 – 27 июля 2001) советский государственный и партийный деятель. Родился в Якутской СССР, умер в Москве. Карьеру свою начинал в Челябинске. С канавщика на ЧМЗ дослужился до главного инженера. С 1984 по 1986 годы был первым секретарем Челябинского Обкома КПСС, а в 1986 году стал заместителем председателя Совета Министров СССР. Возглавлял правительственные комиссии по ликвидации крупнейших аварий – в Чебнобыле, Каменске-Шахтинском, Арзамасе, Таджикистане, Уфе и Аше. Последние годы жизни был чрезвычайным полномочным послом СССР и России в Дании.
4 июня 2014 года исполняется 25 лет со дня ж/д катастрофы под Ашой. В ночь на 4 июня 1989 года произошел взрыв на трубопроводе Западная Сибирь–Урал – Поволжье. В зоне пожара, охватившего 250 га, оказались два пассажирских поезда Новосибирск– Адлер и Адлер–Новосибирск, ехавшие навстречу друг другу. Пассажирами были сотни челябинцев – среди них школьники, ехавшие на юг на сбор фруктов, и молодежная команда хоккеистов «Трактор», направлявшихся на сборы. В результате взрыва и пожара 26 вагонов сгорели, 11 вагонов были сброшены взрывной волной с путей. Сотни пассажиров сгорели заживо. На месте катастрофы было обнаружено 259 погибших, 866 человек с ожогами и травмами доставлены в больницы – часть из них также скончались. Всего погибло 122 жителя Челябинской области.
Ольга Плеханова,
фото и текст предоставлены Челябинским областным государственным архивом
на рассылку dostup1.ru