Реставратор знаменитых на весь мир часов «Павлин» Государственного Эрмитажа, исследователь органной истории Петербурга Юрий Семенов прокомментировал возможность переноса челябинского органа из здания храма Александра Невского, которое будет возвращено церкви, в другое помещение.
- Орган – это ведь изначально сборно-разборный инструмент, и с инженерной точки зрения, перенос органа – это не страшно. Смертельно, если орган будет лежать где-то в разобранном виде: трубы окисляются, меха портятся, – вот что непоправимо. Существует разная практика, и в том числе негативная. Иногда после переноса звук начинает «тонуть» или орган звучит слабо. Но все это можно поправить, орган действительно можно заново переинтонировать. Другое дело, что это очень ответственная и сложная работа…
Поэтому к проблеме переноса челябинского органа в другой зал нужно подойти со всей серьезностью, зал четко должен отвечать всем требованиям. Я не играл на органе в Челябинске, но знаю о той непростой ситуации, в которой оказался ваш концертный зал. Было бы замечательно, если бы город получил хороший зал для органных концертов, а если это будет отдельное, только концертному объединению принадлежащее здание – это будет просто великолепно.
Я принимал участие в переносе и реконструкции органа Мальтийской капеллы. Несмотря на то, что в Ленинграде чаще, чем где бы то ни было, переносили органы, ситуация с переносом и реконструкцией этого органа уникальна. Ведь он вернулся в то помещение, для которого и был построен в 1909 году немецкой фирмой «Walcker». В 1927 году по настоянию Наркома просвещения А.В. Луначарского орган был передан Малому театру оперы и балета, где использовался как театральный орган. В оперном театре он стоял в ложе вместе с софитами, они его поджаривали в течение полувека. Он потрескался. Был в плохом состоянии.
Общими усилиями органов власти и культурной общественности Санкт-Петербурга в 1998 году добились решения о переносе и реставрации органа. Это долгожданное событие состоялось лишь в ноябре 2004 года. Разрушенный инструмент в декабре того же года отправили на реставрацию в Эстонию. Реставрационные работы проводила органостроительная фирма мастера Хардо Крийза (Kriisa Oreliehitus OU, Раквере), основанная в 1886 году.
На свое исконное место орган Мальтийской капеллы вернулся в январе 2006 года, 20 января состоялось официальное торжественное открытие органа в присутствии губернатора СПб Валентины Матвиенко и почетного президента Республики Мальта Гвидо де Марко.
Юрий Семенов, органист, педагог. Преподает на кафедре органа и клавесина в Петербургской консерватории. В концертных программах органиста звучит не только популярная, но и редко исполняемая и малоизвестная органная музыка прошлого и современности. С начала 1980-х – консультант по музыкальным инструментам и механизмам Государственного Эрмитажа (в частности, исторических органов XVIII-XIX веков). Участвовал в реставрации часов «Павлин», знаменитого большого механического органа-часов Г. Штрассера (начало XIX века) и органа-позитива с часами Уинроу (английской работы начала XVIII века). Освоив непростую технику игры на старинном инструменте, Юрий Семенов, начиная с 1987 года, дает концерты на этом органе в Большом зале Дворца Меншикова для посетителей музея.