Рынок услуг страхования, как и прочие финансовые рынки, претерпевает изменения. Основной тренд здесь тот же - сужение рынка и перераспределение его долей в пользу крупных игроков. В Челябинской области небольшие страховые компании вынуждены покидать рынок. О том, какие виды страхования сейчас наиболее востребованы, как игроки рынка укрепляют свои позиции, и спасает ли «страховка от ипотеки» – рассказывает директор челябинского филиала ОСАО «Ингосстрах» Андрей Самойлов.
- Андрей Викторович, какие изменения произошли на рынке страхования Челябинска с осени 2008 года?
Ситуация на рынке Челябинска отражает общую картину страховой отрасли страны, сложившуюся в условиях кризиса. Наиболее очевидной тенденцией, которую можно отметить, является неизбежное сужение рынка и перераспределение его долей в пользу более крупных и стабильных игроков. Небольшие страховые компании, имеющие недостаточный опыт работы на рынке, вынуждены сдавать свои позиции и либо покидать рынок, либо переходить под начало более крупных компаний-лидеров. В этой связи «Ингосстрах» планирует нарастить свою долю рынка в регионе и пополнить клиентскую базу. Сейчас у нас для этого есть все возможности и ресурсы.
- Какие виды страхования сейчас наиболее востребованы?
- В секторе юридических лиц, безусловно, первенство сохраняет страхование имущества, ответственности, грузов и т.п., одним словом, программы, направленные на снижение рисков, связанных с основной деятельностью страхователя. Понятно, что в условиях кризиса, когда многие компании ощущают недостаток оборотных средств, финансирования или новых клиентов, риск получения убытков достаточно велик. В таких условиях страхование служит своеобразной «подушкой безопасности», которая способна помочь компании пережить трудный период и продолжить развитие.
Благодаря принятой программе господдержки страхования аграрного сектора соответствующие страховые программы начинают также пользоваться популярностью, поскольку дают производителям сельскохозяйственных товаров реальные гарантии защиты от рисков, которые могут быть особенно высоки, учитывая развивающийся характер рассматриваемой отрасли.
В период кризиса руководители многих компаний столкнулись с проблемой невозможности дальнейшего повышения фонда заработной платы. В качестве альтернативного инструмента стимулирования персонала на сегодняшний день
может выступать полис ДМС, включенный в состав соцпакета. Это своеобразное «антикризисное» предложение, которое может быть интересно владельцам компаний различного уровня.
- В этой связи еще один «антикризисный» вопрос – предоставляется ли услуга страхования на случай увольнения с работы?
- К сожалению, данное событие не подпадает под определение страхового случая, и на этом основании не может быть включено в программу страхования. Появления подобного продукта вряд ли стоит ожидать, потому что для страховщиков он будет слишком рисковым, а значит – неоправданно дорогим для потенциальных покупателей.
- Какие новые программы ваша компания сейчас предлагает своим клиентам?
- «Ингосстрах» уже представил потребителям два новых продукта. Это программа «Автопрофи» для опытных водителей со сниженной страховой премией, а также продукт «Домобиль», предполагающий комплексное страхование автомобиля и недвижимости со скидкой. Появление этих продуктов продиктовано, с одной стороны, требованиями рынка в условиях кризиса, а с другой – потребностями самих потребителей, которые в сегодняшних непростых условиях ищут способ сэкономить с выгодой для себя. И наши новые продукты дают им такую возможность. Мы рассчитываем на то, что данные программы будут пользоваться спросом и придутся по вкусу нашим клиентам.
- Что касается ипотечного страхования, можно ли привести примеры, когда эта форма страховки помогала расплатиться за ипотечный кредит при наступлении страхового случая?
- В челябинском филиале «Ингосстраха» в 2007 году была произведена выплата в размере 1,97 млн. рублей вдове страхователя по факту смерти в результате несчастного случая. Таким образом, ипотечный кредит был погашен, а объект недвижимости остался в собственности у семьи погибшего.
- Испытал ли страховой рынок отток клиентов в связи с кризисом?
- Безусловно, наступивший кризис вызвал множественные изменения рынка в целом и страховой отрасли, в частности, что неминуемо привело к оттоку клиентов. В последние годы большую долю покупателей страховые компании получали через банковские каналы, то есть посредством кредитных программ, требующих страховой составляющей. Нестабильность экономической ситуации в стране, нехватка ликвидности у банков и рост ставок по кредитам привели к существенному сокращению кредитного рынка, некоторые сектора которого, такие как ипотека, и вовсе почти остановили свое развитие. Все это не могло не сказаться на страховщиках, которые фактически утратили мощный канал сбыта.
Тем не менее, игрокам рынка необходимо укреплять свои конкурентные позиции, чтобы обеспечивать себе дальнейшее развитие. И здесь на первый план выходят репутация и надежность компании, актуальный ассортимент продуктов и услуг, а также профессиональные и отлаженные механизмы работы. Все это, в конечном итоге, будет способствовать притоку клиентов и укреплению положения на рынке.
Подготовила Анна Пономарева