Переход России на двухуровневую систему образования начался уже давно. В сентябре 2003 года РФ вступила в состав государств-участников Болонского процесса. Но до сих пор большинство работодателей и студентов не понимают, что значит получить диплом бакалавра или магистра и какие преимущества это дает выпускнику. На эти вопросы Агентству новостей «Доступ» подробно ответил декан факультета экономики и управления ЮУрГУ Игорь Баев.
- Игорь Александрович, как вы относитесь к переходу России на двухуровневую систему образования?
- Относиться можно по-разному, но это объективная реальность. Процессы интеграции в мировое образовательное пространство идут. Мы можем только адаптироваться к ним, но отменить происходящее не в силах. Двухуровневая система существует во всех странах в разных формах. Кроме того, Россия подписала соглашение по Болонскому процессу и обязана его выполнять. Сегодня стоит вопрос об эффективной организации перехода на двухуровневую систему в первую очередь ведущих вузов, которые имеют большой опыт и высокий интеллектуальный потенциал. К таким вузам относится Южно-Уральский госуниверситет.
- В чем особенность ваших программ?
- У нас есть неколько видов магисторских программ: научные, которые ориентированы на становление выпускника как ученого; технологические, которые повышают квалификацию обучаемого применительно к конкретному месту будущей работы, будь то крупная корпорация, муниципалитет, государственные структуры высшего уровня или финансовые организации. Особо хочу отметить так называемые перекрестные магисторские программы, которые позволяют получить высокую квалификацию в соседних областях деятельности. Например, почему бы успешному юристу не дополнить свою квалификацию экономическими знаниями на уровне магистра, и наоборот. Уверен, что подобный подход может оказаться очень интересным для работодателей. И сейчас на крупных предприятиях экономисты нуждаются в юридических знанииях, а юристы – в экономических. Подобное можно сказать и про другие специальности.
- В чем преимущества новой системы?
- Во-первых, двухуровневое образование приближает нас к мировой образовательной системе. Во-вторых, оно лучше знакомит выпускника вуза с будущей работой. Это очень важно, потому что мы живем в рыночной экономике, где работодатель должен быть заинтересован в том, какого специалиста выпустит вуз. Здесь важно объединение усилий вуза и работодателя. Мне сдается, что в ЮУрГУ решение этой проблемы наиболее продвинуто.
- Каким образом ЮУрГУ продвигается в решении этой задачи?
- Успех выпускника зависит от трех участников карьерного будущего: работодатель, вуз и государство. Пока что в этой связке работодатель является не самым активным звеном, потому что не знает, что такое бакалавр и что такое магистр. ЮУрГУ решает эту проблему. Например, налажено тесное сотрудничество с фирмой «Метран». Она хорошо задействована в подготовке своих будущих сотрудников, и четко дает понять, какие люди ей нужны. При обучении студентов мы ориентируемся именно на требования работодателя. В результате фирма получает полностью готовых к работе специалистов.
- А разве, окончив специалитет, выпускник не готов к работе?
- Нет. В мою бытность часто говорили, что инженер становится настоящим инженером только через три года после начала работы. Тогда это воспринималось как данность. Но сейчас очевидно, что это недостаток прежней системы. Три года – это время, когда знания по специальности должны быть уже обновлены полностью, нельзя терять это время. Выпускник, приходя на производство, должен работать лучше тех, кого он заменяет, и нести туда передовые идеи и технологии. Над этим ЮУрГУ сейчас работает. У нас есть целый комплекс лабораторий, созданных совместно с предприятиями, специальное оборудование, известные во всем мире суперкомпьютеры.
- Игорь Александрович, так кто такой бакалавр?
- В общем виде – это человек, имеющий высшее образование, у которого есть базовые знания для того, чтобы в дальнейшем продвинуться в научном плане, а также для работы в различных областях деятельности. Бакалавр может стать выпускником, удовлетворяющим потребности рынка. Он учится для того, чтобы получить фундамент, на котором можно потом строить карьерные знания. Лучше продолжать их осваивать на уровне магистратуры. На базе бакалавриата в дальнейшем можно стать ученым, если есть способности, желание и потенциал. Этой базы знаний должно быть достаточно, чтобы стать классным специалистом, топ-менеджером, крупным финансистом, управленцем на муниципальном и государственном уровнях.
- Зачем же тогда магистратура, если бакалавры итак все могут? Кто туда идет?
- В магистратуру идут и должны идти те люди, которые на базе хороших знаний бакалавриата хотят получить навыки для своей конкретной работы. Будь то сфера науки или технологий. Магисторские программы ориентированы как на научное направление, так и на технологическую и производственную деятельность. Поступление в магистратуру – это подготовка к будущей работе в любой сфере. Мое мнение: продолжать образование на магистратуре нужно обязательно.
- В каких отношениях находятся специалитет и магистратура? В чем разница?
- Разница между специалитетом и магистратурой в том, что в магистратуре есть дополнительно научное направление. В специалитете нужно поступать в аспирантуру, а закончив магисторскую программу, вы можете стать и ученым, и специалистом высокой квалификации в другой деятельности. Есть направления, в которых может быть только специалитет. Например, таможенник – довольно узкая специальность. А вот финансист может работать и в электроэнергетике, и в крупной логистической организации, и в металлургии. Магистратура как раз поможет ему стать универсальней в своем направлении.
- В чем смысл бакалавриата, когда все равно рекомендуется доучиться на магистратуре? Почему тогда сразу нельзя их объединить?
- Смысл в том, что получив сначала базовые знания, выпускник может по-взрослому определить свои наклонности и интересы. На момент доучивания он точно знает, чего хочет, и может своевременно подстроиться к конъюнктуре рынка, изменившейся за годы его обучения на бакалавриате.
На специалитете вы с первого курса идете на специальность, которая определена на момент приема. И каков результат? Сколько выпускников по окончании вуза работает по специальности? Не много. Это потерянные деньги для государства и ломка самого выпускника. У бакалавра желание продолжить обучение в определенном направлении более обосновано, чем у человека, который пришел со школьной скамьи.
Беседовала Ольга Плеханова