С сентября 2010 года на Южном Урале реализуется проект «Народный контроль», направленный на защиту прав потребителей и стабилизацию цен на региональном рынке. О том, каких результатов уже удалось добиться, Агентству новостей «Доступ» рассказал координатор проекта в Челябинской области Вадим Воробей.
- Вадим Анатольевич, расскажите, что представляет собой проект «Народный контроль»?
- В советское время действовал такой народный орган по контролю качества продукции в каждой организации: общественные контролеры проводили рейды по предприятиям торговли, общепита, сферы обслуживания. Возрождение «Народного контроля» в наше время во многом связано с тем, что население недовольно качеством предоставляемых услуг и ростом цен на продукты питания, лекарства, бензин.
С одной стороны, либерализация условий формирования стоимости продукта должна определяться покупательской способностью, однако рост цен на продукты питания первой необходимости и жизненно важные лекарства опережает рост доходов населения. В особо сложной ситуации оказались пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, безработные, студенты, да и многие работники бюджетной сферы с невысокими доходами.
Главная цель данного проекта – защита прав потребителей и обеспечение баланса интересов между производителем, продавцом и покупателем.
Одним из элементов проекта является мониторинг цен на продукты питания первой необходимости: молоко, муку, масло сливочное и растительное, хлеб ржаной и пшеничный, макаронные изделия, сахар, гречку, рис, пшено, мясо, кур, рыбу, яйца, картофель, капусту, морковь, яблоки, лук, соль, чай – всего 24 наименования.
Кроме самого мониторинга роста цен, мы выясняем причины их увеличения, контролируем сроки годности продуктов, соблюдение их товарного соседства, санитарных условий производства и хранения.
Также на данный момент мы осуществляем контроль ценообразования в аптечных сетях.
- На Южном Урале проект реализуется уже полгода. Скажите, удалось ли достигнуть каких-то результатов?
- Безусловно. На наши предложения серьезно отреагировала торговая сеть «Молния», снизив цены по совокупности 24 продуктов питания почти на 15%.
Торговая сеть «Проспект» также максимально снизила торговую наценку именно на данные продукты питания и ввела специальные ценники – «Социальный товар – минимальная торговая наценка». Кроме того, на прилавках здесь появились новые продукты не элитного класса, а хорошего потребительского качества по низкой цене, а также введена специальная дисконтная карта для пенсионеров.
В целом, благодаря нашему мониторингу торговые сети стали «играть на понижение», предлагать цену ниже, чем у конкурентов. Запущен механизм реальной конкуренции, а не синхронизации повышения цен. Мы отмечаем реальное снижение цен на продукты питания первой необходимости в Челябинской области, начиная с середины февраля. Трудно оценить это снижение в процентах, по разным торговым сетям оно различно, но в целом – около 10% без учета дисконтных карт, которые есть почти в каждой торговой сети.
Кроме того, на двух челябинских рынках – «Универсальный» и «Луч» – для пенсионеров ввели специальные социальные карты, дающие им право на 15% скидки на продукты первой необходимости.
- А как осуществляется сам контроль?
- Как правило, рейд осуществляет группа контроля из двух-трех человек, к участию могут привлекаться депутаты и СМИ.
Перед началом проверки группа контроля информирует администрацию предприятия торговли о проведении рейда. В случае выявленных нарушений по товарному соседству, просроченным срокам реализации, санитарных условий контролеры составляют акт в двух экземплярах, один из которых направляется в администрацию торгового предприятия, второй – подписывается представителем администрации торгового предприятия и направляется в областную комиссию «Народного контроля».
Отмечу, что на сегодня по Челябинской области работает 48 муниципальных комиссий, более 150 групп контроля, около 700 социально активных граждан.
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
- Вадим Анатольевич, как, в целом, Вы оцениваете ситуацию с ценами на сегодняшний момент?
- Картина такая: зерно на мировой продовольственной бирже подорожало в два раза, цены за 2010 год на продукты питания в совокупности увеличились на 30%. В России инфляция за 2010 год составила 8,8%, рост цен на непродовольственные товары – 5%, на услуги – 8,1%, продукты питания по 62 наименованиям, входящим в потребительскую корзину – 12,8%, продукты первой необходимости – 59,5%. Рост цен на продукты питания продолжается и в 2011 году.
Благодаря решению правительства РФ о запрете экспорта пшеницы, цены на зерно в РФ на 40% ниже, чем на мировом рынке. А пшеница – это тот продукт, увеличение стоимости которого влечет за собой рост цены не только на муку, хлеб и макаронные изделия, но и на мясо, молоко, яйца и сливочное масло.
За полгода более чем в три раза увеличились цены на гречку – на 233%, картофель подорожал на 160%, капуста – на 126%, пшено – на 89%, масло растительное – на 50%. Продолжается рост цен на овощи.
Меньше всего подорожал хлеб – на 17%. В Челябинской области наименьший рост цены составил на продукты местного производителя – куры, яйца, макаронные изделия, мука, молоко, хлеб.
- Чем вызвано такое резкое повышение цен?
- Во-первых, неурожайным годом и падением производства сельскохозяйственной продукции в РФ за 2010 год на 12% в связи с засухой. В Европе и Китае – наоборот наводнения. Высокий урожай в России был только на рис.
Во-вторых, увеличились цены на продукты питания, торгуемые на мировых биржах – сахар, масло, пшеница, мясо. Меняется структура потребления продуктов: население планеты все больше потребляет белковые продукты – мясо, рыбу, яйца, а на производство, к примеру, килограмма мяса надо четыре килограмма фуражного зерна.
Также имеет место быть необоснованное спекулятивное увеличение цены со стороны продавцов. Например, сельхозпроизводитель поставляет картофель в торговую сеть по 20, а при высоком качестве – по 25 рублей за килограмм. В розничной торговле по Челябинску мы видим картофель по цене от 38 до 60 рублей. Таким образом, торговая наценка составляет от 50% до 300%. И тут потребитель не защищен законом. Считаю, что необходимо законодательно ограничить торговые оптовые и розничные наценки на продукты питания первой необходимости, как это есть с жизненно важными лекарственными препаратами.
Кроме того, не стоит забывать и про ажиотажный спрос. Есть закон экономики, основанный на психологии поведения человека: как только дефицит продукта на рынке составляет более 10% от его совокупного потребления – возникает ажиотажный спрос со стороны населения. Повышенный спрос ведет к тому, что на всех стадиях производства появляется соблазн продать дороже. Именно такая ситуация произошла осенью 2010 года с гречкой.
- Какие пути решения данной проблемы Вы предлагаете?
- По моему мнению, самой большой резерв для стабилизации и снижения цены есть именно на стадии оптовой и розничной торговли. Комиссия «Народного контроля» подготовила рекомендации для торговых сетей, работающих в регионе, которые помогут стабилизировать ситуацию на рынке продуктов питания первой необходимости.
Во-первых, необходимо снизить торговую надбавку на продукты первой необходимости и сделать ее минимальной, перенести основную прибыль предприятия торговли с продуктов первой необходимости на продукты деликатесные, элитные, не входящие в потребительскую корзину жителя Челябинской области.
А во-вторых, нужно ввести дисконтную программу специально для ветеранов, пенсионеров, инвалидов, студентов, многодетных семей и других социальных категорий граждан, имеющих низкие доходы. В первую очередь – на продукты первой необходимости.