Промсвязьбанк отмечает 15-летие. На годы его становления пришлось немало экономических потрясений, но сегодняшние бизнес-результаты банка обнадеживают. Неслучайно по итогам работы в 2009 году информагентство «Банки.ру» – крупнейший банковский ресурс Рунета – назвало его «Банком года». Как добиться успеха даже в условиях неблагоприятной внешней среды, и получится ли к 2015 году достичь поставленной стратегической цели – стать частным банком № 1 в России – Агентству новостей «Доступ» рассказал управляющий Челябинского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Андрей Рочев.
- Поздравляем Промсвязьбанк с 15-летием и с тем, что вы сумели пережить кризис без особых потрясений. Кстати, как это удалось?
- Пережили, потому что не растерялись, сумели вовремя собраться. Поставили перед собой такие задачи: усовершенствовать систему управления рисками, контроль за ростом проблемной задолженности, вести работу по диверсификации ресурсной базы и поддержанию достаточной ликвидности. И в основном, с ними справились.
- А к государственной финансовой поддержке обращались?
- «На всякий случай» в середине ноября 2008 воспользовались беззалоговыми кредитами, которые предложил Банк России. Причем погасили их уже в январе 2009, потому что поняли – справляемся сами. Думали о субординированном кредите ВЭБ и даже прошли все процедуры, но в результате отказались от этого займа.
Появились другие варианты, в том числе – дополнительная эмиссия акций. С таким именем и репутацией, как у Промсвязьбанка, вполне по силам привлекать ресурсы с рынка. Подтверждением тому является успешное размещение в конце прошлого года субординированных еврооблигаций банка объемом 200 млн. долларов сроком на 5,5 года.
Согласно международным стандартам финансовой отчетности за 2009 год активы Промсвязьбанка выросли на 2% и составили 471 млрд. рублей. Капитал, рассчитанный в соответствии с Базельским соглашением, увеличился на 4% – до 51,8 млрд. рублей. Средства на депозитах и текущих счетах клиентов выросли на 26% и практически достигли уровня 290 млрд. рублей. Операционный доход превысил 34 млрд. рублей (плюс 20,6%). Эффективный контроль над административными расходами способствовал росту прибыли до формирования резервов и налога на прибыль (плюс 32%). Также банк продемонстрировал существенное улучшение показателя операционной прибыли на одного сотрудника (плюс 24%).
- Андрей Ефимович, ваш банк уже находится на 10-м месте среди всех банков страны по активам. Зачем вам еще какая-то «борьба за лидерство», желание стать в перспективе частным банком № 1, как это заявлено в стратегии Промсвязьбанка? Зачем банку постоянно наращивать капитал?
- Чтобы нормально работать. Размер капитала – это один из основных параметров любого банка, который жестко регулируется законодательством. Норматив достаточности капитала должен составлять 10% активов, не меньше. Чуть упал – могут и лицензию отобрать. Поэтому банк, если он хочет активно работать на рынке, кредитовать корпорации, крупные и мелкие фирмы, граждан, должен постоянно наращивать капитал. Арифметика простая: один рубль активов обходится в 10 копеек капитала. А в неустойчивое время, когда число проблемных кредитов растет, свежий капитал нужен, чтобы покрывать убытки и резервы, созданные по этим ссудам. Вот такая простая логика.
- Видимо, главным образом, Вы говорите о клиентах корпоративных?
- Исторически Промсвязьбанк – банк корпоративный. Но и розничный блок у нас сильный. В пик кризиса мы запустили программу реструктуризации для частных клиентов, что позволило многим из них снизить долговую нагрузку. В Промсвязьбанке этой программой воспользовалось почти 6 тыс. заемщиков. Благодаря этому мы смогли приостановить рост резервов во втором квартале, а из портфеля проблемных кредитов банк реструктурировал до трети – в зависимости от вида кредитов. При этом ожидали, что на повторную просрочку по реструктурированным кредитам выйдет около половины заемщиков, а оказалось гораздо меньше: всего 10% не смогло вписаться в новый график платежей.
- В прошлом году – это данные Агентства по страхованию вкладов – объем частных вкладов в банки прирастал со средней скоростью 2,9 млрд. рублей в день…
- Действительно, россияне в прошлом году положили рекордное количество денег на депозиты. В нашем банке депозиты демонстрировали позитивную динамику весь год. А итоговые цифры – рост на 80% – существенно превысили средний показатель роста вкладов по банковскому сектору РФ, который составил около 27%.
Промсвязьбанк стабильно входит в десятку лидеров по объему депозитов населения, хотя мы не предлагаем никаких заоблачных ставок, условия – абсолютно рыночные.
- И все-таки вернемся к истокам – к вашему сотрудничеству с корпоративными клиентами. Многим в кризис пришлось несладко…
- Действительно, в наибольшей степени от кризиса пострадали региональные предприятия. Взять хотя бы статистику собираемости налога на прибыль – в ряде краев и областей в прошлом году ее снижение составило до 50%. Однако везде есть свои «точки роста». Их поиск и поддержка – как раз и есть задача нашего филиала. Кризис заставил банк по-новому взглянуть на отраслевую структуру своего портфеля: приоритетами текущего года остаются связь и телекоммуникации, транспорт, информационные технологии, фармацевтика, АПК, энергетика, газовая промышленность и розничная торговля.
Челябинский филиал продолжает активно взаимодействовать с корпоративными клиентами. В пик кризиса с действующими клиентами мы работали на диверсификацию кредитного портфеля по продуктам. Клиентская база пополнилась компаниями, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Например, альтернативой обычным кредитам, подорожавшим в условиях сложной экономической ситуации, стали инструменты международного финансирования.
Согласно отчетности по международным стандартам по итогам 2009 года объем корпоративного кредитного портфеля банка увеличился до 183,2 млрд. рублей (с учетом резервов). Основной прирост объема корпоративных кредитов в прошлом году пришелся на третий квартал.
Очень хорошо «проявил» себя факторинг – переуступка дебиторской задолженности. По этому направлению Промсвязьбанк уверенно держит абсолютное лидерство среди российских банков. Активное региональное развитие и большой географический охват филиальной сети нашего банка позволили обеспечить факторинговым финансированием сотни региональных компаний, помогли им пройти кризис без кассовых разрывов, вовремя платить зарплаты, рассчитываться с поставщиками, предоставлять своим покупателям отсрочки платежа. Объем выплаченного финансирования по факторинговым операциям в прошлом году составил более 85 млрд. рублей. А в целом портфель факторинга в банке вырос на 20% и достиг 27 млрд. рублей.
- Последние два года вы активно развивали сотрудничество с малым бизнесом. И самое удивительное, что эти предприятия в кризис оказались, наверное, самыми «живучими»…
- Совершенно верно, поэтому наш банк не останавливал сотрудничество с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) даже в самый напряженный период кризиса и в целом за прошлый год по объему кредитного портфеля «вырос» существенно выше рынка. Выдача новых кредитов МСП составила порядка 22 млрд. рублей.
По итогам прошлого года Промсвязьбанк занял пятое место среди банков России по объемам выданных кредитов – это рейтинги агентств «РБК.Рейтинг» и «Эксперт РА». Уверен, что такой результат достигнут, в том числе, благодаря нашей партнерской работе с предпринимателями и организациями, которые оказывают им поддержку. Например, мы с июля прошлого года уже шесть раз снижали стоимость кредитных ресурсов и проводили корректировки по условиям в пользу клиентов. Сегодня под любую потребность МСП мы поможем подобрать банковский продукт.
Промсвязьбанк активно поддерживает малое и среднее предпринимательство, мы регулярно участвуем в круглых столах, форумах, конференциях для МСП. Совсем недавно с Управлением экономики администрации Челябинска мы начали проводить для предпринимателей бесплатные семинары в рамках проекта «Бизнес-четверги». За четыре встречи в проекте поучаствовало более 300 предпринимателей. И останавливаться на этом мы не собираемся.
- Как банк строит отношения с региональными властями?
- Мы видим большой потенциал в привлечении депозитов, зарплатных проектах, работе с подрядчиками и поставщиками в рамках государственного заказа. Нам очень интересны федеральные целевые программы, механизм частно-государственного партнерства, проекты по развитию инфраструктуры. С появлением в составе акционеров банка Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) наши возможности в таких проектах расширяются. Так, Промсвязьбанк является первым российским банком-участником программы RUSEFF, которая разработана ЕБРР и рассчитана на модернизацию оборудования и освоение новых технологий по энергосбережению.
- А как Вы расцениваете позицию, которая формулируется, как «кризис надо переждать»?
- Пережидать – не наш метод. Когда понимаешь, для чего работаешь, отсиживаться странно. А вот суетиться не стоит, это правда. Главное – какие уроки ты сможешь извлечь из ситуации. Один из них состоит в том, что к «докризисной скорости» банки уже не вернутся, поэтому на текущий год поставили перед собой умеренно-консервативные планы.
Мы развиваем правильные, можно даже сказать, модные продукты. Например, все большую популярность завоевывают банковские карты с дополнительными услугами и сервисами – в международных платежных системах VISA Int. и MasterCard зарегистрировано уже более 200 кобрендинговых проектов. У нас такими являются кобренд «Промсвязьбанк-Трансаэро», который мы запустили в прошлом году, или новинка этого года – социальный проект с фондом «Линия жизни».
На Западе реальной альтернативой вкладам стали дебетовые карты с начислением процентов на остаток средств на счете – мы в 2009 году внедрили свою «Доходную карту». Есть свои «изюминки» и у нашей кредитной карты: помимо льготного периода, предусмотрена функция cash-back, то есть возврат части стоимости покупки обратно на счет.
Клиенты заинтересованы в дистанционном доступе к банковским услугам – мы постоянно совершенствуем нашу систему PSB-Retail (кстати, пользователи уже неоднократно называли одной из лучших на российском рынке интернет-банкинга).
Кроме того, буквально на днях внедрили новую программу кредитования для всех желающих.
Так что приходите, узнавайте условия, оценивайте свои возможности – а банк постарается подобрать для вас оптимальные условия. Все это и есть настроение роста.