В Челябинской филармонии практикуется множество разнообразных форм и жанров концертов для зрителей: то суд над «Госпожой Опереттой», то встречи в гостиной «У белого рояля», то совместные выступления Камерного хора с солистами филармонии. Сочетают, казалось бы, несочетаемое – оркестр «Классика» играет с «Уральским диксилендом», солисты-вокалисты поют под аккомпанемент инструментальной группы ансамбля танца «Урал» и так далее. Что толкает филармонию на эксперименты, и как здесь оценивают результат, Агентству новостей «Доступ» рассказал ее худрук Владимир Ошеров.
- Владимир Григорьевич, давайте начнем от зрителя. Как Вы его себе представляете? Кто приходит к вам в филармонию?
- У нас в городе вообще непростая ситуация со зрителем. Очень много происходит каких-то непонятных вещей. Концерты проводит кто хочет. Когда-то концертами занималась филармония – и все. Чтобы сделать концерт на территории области, надо было получить лицензию у филармонии, подтвердить, что это действительно артист. Сейчас привозят, прокатывают все, что угодно, и уровень иногда «ниже плинтуса». Арендуют залы, порой у нас же, объявляют, что это лучший скрипач или саксофонист такой-то… Пойдешь, послушаешь – там уровень 4-го класса. Но люди приходят, платят по 3-4 тысячи и, довольные, уходят. Я, как говорит молодежь, чего-то не догоняю. Мне это странно.
Мы исследуем, проводим опросы. А если этим не заниматься, то вообще можно попасть впросак. Но наметились в последнее время положительные тенденции – все больше студентов ходит, школьников, и к нам, в филармонию, и в оперный, и в драму, и в другие театры.
- А Вы понимаете, что большая часть ваших зрителей – женщины? Как это объясните?
- Да, мы понимаем. Россия, вообще, женская страна. С мужчинами проблемы. Некоторые пьют, другие просто лежат на диване.
- Как Вы себя ощущаете в роли худрука филармонии? Вы здесь генератор идей?
- Идей у меня всегда много, и опыт большой. Я работал в Израиле музыкальным продюсером в солидной продюсерской компании. Однажды у нас должна была приехать группа «Бонни М». Еще был жив Бобби Фаррелл. Оказалось, есть проблема: они поют под запись аккомпанемента. А в Израиле люди могут на это не пойти, это не Россия, где даже под «плюс» можно. В Израиле тысяч двести долларов штрафа выпишут! И мы придумали, что сделать. Я нашел оркестр, 18 струнников, клавишные и два человека на конго-барабанах, написал аранжировки. И все было в порядке – и «минусовка» звучала, и живой оркестр. Они мне потом даже какие-то деньги прислали. У меня много таких «примеров» по жизни, опыт большой.
- Нам, зрителям, очень нравится, что и солисты, и коллективы филармонии все вместе.
- Это политика руководства филармонии. Нам это нравится. Я, с тех пор когда приехал в 2007 году сюда, занимаюсь этим постоянно. Так открываются совсем другие возможности. И это правильно – чтобы все вместе. На сегодняшний день у нас с духовым оркестром Ежова поют все солисты. У нас почти у всех есть программы с инструментальной группой ансамбля танца «Урал». Потом у нас очень хорошо пошли совместные программы «Уральского диксиленда» и «Классики». В музыке обычно самые интересные вещи происходят против правил и на стыке жанров. Так не поют – а мы споем, а мы сыграем. У нас много блестящих музыкантов. Прекрасный оркестр «Классика», хотя не все это понимают. Там нестатусные артисты, студентов половина.
- Но с ними с удовольствием поют звезды мировой величины – Хибла Герзмава, например…
- Конечно! Ведь вопрос не в том, сколько им лет. Коллектив, который за год умудряется выступить с 8-10 мировыми звездами, и все это с одной совместной репетиции, молниеносно – это какими надо быть музыкантами! Приезжают звезды на фестиваль, одна репетиция – и на публику, сложнейшие программы! Настолько молниеносно все делают только большие мастера с огромным опытом. Умеют доводить до конца. Это очень важно для музыкантов и спортсменов – подойти в самой лучшей форме туда, куда надо. Очень хороший оркестр, это бесспорно.
Те комплименты, которые ему делают Мацуев, Андрианов, Граф Буржа, Накоряков – очень известные имена в музыкальном мире, они чего-то стоят! Сережа Крылов, скрипач из Италии, сказал, что он давно такого легкого оркестра не видел. С ними с радостью поют Хибла Герзмава, Зураб Соткилава. Пока не хватает бюджета для создания симфонического оркестра. Но мы оптимисты, мы верим, что будет у нас и симфонический.
Камерный хор сейчас набирает хорошие обороты. Есть много задумок. Сделать можно все, было бы желание. А у нас проблем обычно не бывает – с нашим гендиректором Алексеем Николаевичем Пелымским можно делать любые проекты. Если он загорелся идеей, он найдет и деньги, и возможности. Я видел продюсеров больших и в Израиле, и в других странах. Думаю, если бы он жил не здесь, а где-нибудь в другой стране, он и там был бы очень большим человеком.
- Расскажите о Вашем авторском композиторском концерте, который недавно прошел.
- Похожий концерт мой был в 2009 году, 35 лет творческой деятельности. Почти авторский – часть была музыка моя, часть – аранжировки. На этот раз стопроцентно, с первого звука и до последнего – только моя музыка. Просто накопилось многое, произведения разные, решил показать. Почти половина была исполнена впервые.
- Артисты, что выступали с Вами, и есть ближний круг?
- Я их очень люблю. Наша фантастическая пианистка Наталья Гущина – мотор всего, что здесь происходит: и играет, и программы ведет. Про нее уже можно легенды рассказывать. Были у нас в прошлом году на фестивале Дениса Мацуева великие музыканты, в частности, победитель конкурса Чайковского Борис Андрианов, фантастический виолончелист, и Буржа, один из самых ярких скрипачей в мире. Поехали на выездной концерт в область – в Миасс или в Коркино, не помню уже. Наташа с ними концертмейстером. Как принято у музыкантов такого класса, сели в автобус и давай решать – а что играть-то будем? «Наташа, а Вы можете сыграть такое-то трио Бетховена» «Да», – отвечает Наташа. «А такой-то концерт?» «Да, могу, я это еще в аспирантуре играла», – отвечает Гущина. Он подумал и говорит:«Наташа, а есть что-то, что Вы не можете сыграть?..»
Был на концерте Миша Белик, кларнетист, блестящий музыкант, мой воспитанник, еще в оркестре танкового училища играл. Оля Смоленская, думаю, лучшая скрипачка сейчас в городе, солистка оркестра «Классика». Таня Зайцева, прекрасная саксофонистка – вот наша инструментальная часть.
Пели вокалисты. Катя Берсенева спела цикл из семи зарисовок на стихи Вероники Тушновой, это было в центре концерта. Пели Светлана Шорохова, Наталья Воронкина, женская группа Камерного хора. Оригинальное получилось сообщество – скрипка, рояль и женский хор. Был ансамбль из ЮУрГИИ «Кантилена», художественный руководитель Наталья Кривова, концертмейстер Ирина Созыкина.
- Видно, что Вы артистов своих любите, сочинения свои им посвящаете. К вам в филармонию переходят из оперного театра…
- Вы Воронкину имеете в виду? Она там попала, к сожалению, в сложную ситуацию, вошла в конфликт в оперном театре, но об этом я говорить не хочу. Наташа хотела уезжать в другой город, искать работу. А мне показалось, что это неправильно, если она уедет – таких голосов, пожалуй, и нет больше в Челябинске. Поговорил с Пелымским, и мы ее взяли. И сейчас она прекрасно поет. В месяц дает от двух до семи-восьми концертов, у нас норму свою выполняет, и в других городах поет. Тот же наш оперный ее снова приглашает – почему нет? В штат она туда не пойдет, а так – пусть поет. У нас она уже столько программ сделала! А там пела бы четыре-пять опер, одно и то же. У нас – разнообразие: то концерт Рахманинова, то романсы, то оперетта. Вот и зарубежная поездка у нее было недавно, концерты по Сербии. Мы артистов не считаем крепостными – пусть работают, если хотят.
- О планах расскажете?
- У нас с Костей Рубинским есть творческая идея. Может быть, новый мюзикл будем делать, есть варианты. У нас уже есть совместная работа – мюзикл «Кировка».
- И «Госпожу Оперетту» тоже ведь он сочинил?
- Да, конечно, либретто его. Он отдал режиссеру и разрешил делать все, что тот решит.
- А как работается с режиссером Олегом Хаповым, который поставил этот спектакль-концерт? Ему понравилось то, что получилось?
- Режиссеру никогда не нравится. Он назвал 74 недостатка, которые надо устранить. Но Олег Хапов сейчас очень опытный, удивительно тактичный и классный режиссер, со времен «Кировки» он очень сильно вырос во всех отношениях. Могу смело констатировать, что у нас в городе теперь есть режиссер, который может хорошо работать с музыкантами, музыкальными программами и театральными музыкальными проектами.
- Вы еще преподаете в академии культуры?
- Да, на кафедре у Адика Абдурахманова, аранжировку и импровизацию.
- Есть интересные ребята?
- Есть, но к сожалению, они не понимают, что учатся для себя. Им кажется, кто-то должен заставлять, а я не делаю этого. Человека нельзя научить, можно только помочь научиться. У меня много методических наработок, я этим занимался и в Израиле. Что люди объясняют за четыре месяца, я могу иногда объяснить за два часа. Студенты могли бы взять от меня гораздо больше.
- Не пожалели, что вернулись из Израиля в Россию?
- Я вернулся из-за здоровья. Надо было куда-то уехать, где прохладнее. Но я со всеми перезваниваюсь, переписываюсь. У меня там сестра. Ездил туда записывать диск. Еще собираюсь съездить, но только не летом. Я там работал директором музыкального колледжа, работал на втором канале телевидения. Меня там очень многие знают до сих пор. Иногда делаю аранжировки для Израиля, пересылаю по интернету. Свободно владею ивритом. Это часть жизни.
- Посмотришь на Вас – кажется, Вам ничто не мешает.
- Мешает, конечно. Бюджетов каких-то не хватает. Помещений не хватает. РПЦ выхватила у нас Органный зал – до мая не могли дожить. Сейчас в моем кабинете и контрабас стоит, и другие инструменты. Солисты здесь располагаются, и картины, и костюмы. Но ничего, в тесноте, да не в обиде. У нас дружный коллектив. Постоянно рождаются идеи: давайте сделаем программу из песен Изабеллы Юрьевой? Давайте! У нас народ очень легкий на подъем. И это прекрасно. Я часто смотрю сайты других филармоний. В Свердловской, Московской филармонии все по высшему классу, но очень академично. Таких программ, как у нас, просто нет.
Беседовала Мария Сергеева