Проректор по учебной работе ЮУрГУ, заведующий кафедрой «Конституционное и административное право» Владимир Майоров рассказал, что университет заинтересован в общении со школьными учителями и педагогами довузовской подготовки, а также пояснил, за что он особенно благодарен организаторам форума «Педагоги России: Инновации в образовании», которые выбрали университет в качестве площадки для проведения масштабного образовательного проекта.
- Владимир Иванович, расскажите о целях и задачах форума «Педагоги России: Инновации в образовании».
- Я благодарен организаторам за то, что они на нашей территории собрали такое количество людей, неравнодушных к образовательному процессу лиц. Я считаю, что все те, кто участвует в образовательном процессе – это неравнодушные люди, потому что безразличия здесь быть не может. Мы, в первую очередь, рады встрече с инвесторами, с теми компаниями, которые сегодня показывают новые образцы технического оснащения образовательного процесса, а также рады видеть учителей школ, педагогов дошкольного образования.
Сейчас много говорят о здоровьесбережении нации. Совсем недавно было принято решение о том, что ГТО возрождается. В последнее время часто говорим «инновации, инновации», но ведь все новое – это хорошо забытое старое. Я, например, будучи школьником, сдавал нормативы ГТО, потому что без этого нельзя было чувствовать себя достойно в обществе. И если не было на груди значка ГТО, то парень считался каким-то не таким. Есть мысли о том, что ГТО, возможно, должно стать каким-то оценочным критерием при поступлении в вуз.
Нас много критиковали, когда мы из технического университета перешли в разряд классического. Была с различных сторон критика о том, что вот «как это бывший ЧПИ стал классическим университетом?..» Фундамент и корни все равно остались техническими. И мы сегодня озабочены инженерным образованием. Мы способны дать нормальный уровень инженерного образования, но мы не видим приходящих из школы молодых людей, которые бы сильно хотели пойти учиться на инженерные специальности. И вот эта встреча с педагогами – и школьными, и дошкольными – полезна нам еще и тем, что они могут начать на ранних стадиях развития прививать молодым людям стремление к тому, что надо идти получать инженерное образование.
У меня, например, первое образование – инженерное, и только потом – юридическое. Очень легко гуманитарное ложилось на техническое.
- Как вуз укрепляет связи с предприятиями?
- Укрепление связей с предприятиями сегодня регламентировано законом об образовании, государственными образовательными стандартами. То есть мы разрабатываем образовательную программу, допустим, по машиностроению. Там есть стандарт, в котором прописаны производственные, учебные практики. Тем не менее, сейчас пошел прикладной бакалавриат, который реализуется только с большим объемом практики на предприятиях. То есть сегодня высшее учебное заведение и предприятие должны вместе, неразрывно, участвовать в образовательном процессе.
- Как это происходит в ЮУрГУ?
- У нас есть базовая кафедра, большое количество договоров на производство различных видов практики студентов. Когда у нас проходят Дни открытых дверей, то в них участвуют и работодатели. И когда школьники приходят, то могут пообщаться с ними напрямую.
Кстати, цель нынешнего форума заключается в том, чтобы те, кто производит для образовательного процесса, могли продемонстрировать свои результаты, представить на выставке. А те, кто осуществляет образовательный процесс, должны сказать: «нам это интересно, мы можем эту технологию взять».
К примеру, обратим внимание на стенд 3D-технологий и инсталляций. Он рассчитан на ребенка дошкольного возраста. Надеваем очки и видим коробку передач, смотрим, как работает сцепление. Натурально получается, вот и я уже заинтересовался, мне увиденное захотелось потрогать, узнать, как эот действует. Поэтому уверен, что подобное взаимодействие выгодно и необходимо всем заинтересованным сторонам: и вузу, и учащимся, и работодателям, и производителям образовательного оборудования.
Беседовала Диана Кабанова