Ср, 22.11.2017, 03:42 18+
  • Агаповка
  • Аджигардак
  • Аргаяш
  • Атамановский
  • Аша
  • Бакал
  • Бердяуш
  • Бреды
  • Варна
  • Верхнеуральск
  • Верхний Уфалей
  • Вишневогорск
  • Долгодеревенское
  • Еманжелинск
  • Еткуль
  • Завьялиха
  • Златоуст
  • Карабаш
  • Карталы
  • Касли
  • Катав-Ивановск
  • Кизильское
  • Коелга
  • Копейск
  • Коркино
  • Кунашак
  • Куса
  • Кыштым
  • Магнитогорск
  • Миасс
  • Миасское
  • Миньяр
  • Неплюевка
  • Нязепетровск
  • Озерск
  • Октябрьское
  • Пласт
  • Сатка
  • Сим
  • Снежинск
  • Сыростан
  • Трехгорный
  • Троицк
  • Увельский
  • Уйское
  • Усть-Катав
  • Фершампенуаз
  • Чебаркуль
  • Челябинск
  • Чесма
  • Южноуральск
  • Юрюзань
Агентство новостей Доступ 1

Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области: Мы придумали, как заставить театры не халтурить


ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ"

Министерство культуры Челябинской области простимулирует южноуральские театры работать лучше, обеспечит музыкальные школы области инструментами и проведет интернет в сельские библиотеки. О планах и задачах ведомства на ближайшие полгода Агентству новостей «Доступ» рассказал министр культуры региона Алексей Бетехтин.

- Алексей Валерьевич, расскажите, что за история случилась в том году на острове Веры, что изменилось с того времени?

- Год назад у нас еще был заключен договор с частной организацией – Фондом острова Веры, по нему они должны были следить за его благоустройством и обеспечивать охрану данного объекта культурного наследия. В 2012 у нас появился ряд претензий к Фонду, в числе проблем были невывоз мусора с территории, порча исторически важного слоя почвы и так далее, поэтому мы решили с данной организацией расстаться и ввести в дело госпредприятие – Государственный научный производственный центр по охране культурного наследия. Организацией посещения туристами острова занялось другое предприятие, созданное под эгидой губернатора Челябинской области Михаила Юревича, – Центр развития туризма. Зимой мы занимались оформлением всех нужных документов, сейчас участок находится под началом Лесфонда и взят в аренду областью, его признали особо охраняемой территорией.

- На острове в 2012 году в связи с этим ввели новый регламент посещений – платный вход, ограниченное количество посетителей – как все это реализовано?

 

- В этом году будут начаты и в какой-то степени выполнены работы по благоустройству территории острова. Сейчас проходят мероприятия, в ходе которых определится компания, которая будет этим заниматься. В планах – сделать причал, дорожки, которые позволят не вытаптывать культурный слой почвы, ограждения, домик с сувенирами – это вообще отдельная проблема, множество людей, посещающих остров, хотят что-нибудь вырвать или отломить на память, поэтому сувенирная лавка очень даже нужна. Также хотим сделать веранду, где желающие могли бы проводить чаепития и слушать лекции, и установить ночную подсветку. И да, теперь так просто на остров приехать действительно нельзя, обязательно нужен экскурсовод, кроме того, посещение памятника стало платным, так как это музей под открытым небом.

- Сколько же стоит это удовольствие? Кроме того, билет ведь покупается непосредственно на самом объекте, а туда еще надо как-то добраться...

- Стоимость билета составит 50 рублей за ребенка, 100 рублей – за взрослого. У нас есть договоренность с местной флотилией, они обязались довозить пассажиров до острова. Конечно, они сами продают билеты на свои суда, у них свое расписание движения – здесь мы особо повлиять не можем. В дальнейшем возможен такой вариант развития событий, что мы будем иметь собственное судно, которое будет возить туристов, но это никак не ограничит возможность приплыть на чем-то другом.

- Повлиял ли новый регламент на посещение туристами острова?

- Нисколько! Более того, так как вход стал платным, а посещение острова стало невозможным без экскурсовода, усилился интерес от организованных групп, которые хотели посетить остров именно с гидом, а не просто самим побродить по территории. По итогам лета мы, конечно, посчитаем доход, но уже сейчас я думаю, что выгода будет даже больше, чем раньше.

- Хотелось бы упомянуть еще одно событие мирового масштаба – саткинский геоглиф – так называемый зюраткульский лось. В прошлом году собирались выделить деньги на его раскопки. Как проходят эти мероприятия?

- На самом деле, данный объект еще не входит под наш контроль, археологические раскопки проводят научные центры, например, ЮУрГУ и ЧелГУ, мы же финансируем мероприятия по музеефикации. Археологию мы используем только в тех случаях, когда признаки археологических памятников находят при прокладке дороги, при разделе земли, подготовке ее к застройке. Я знаю, что в прошлом году было выделено 2 млн рублей, деньги пошли через ГНПЦ частному предприятию, которое, в свою очередь, наняло археолога Станислава Григорьева, который эти раскопки и проводил. Средства были освоены, но до конца исследование не доведено. Кроме того, у нас так и нет точных данных о достоверности происхождения геоглифа. Вот когда мы точно узнаем, что это творение рук человека такого-то века, тогда в дело вступит и министерство культуры.

- А что делать с такими памятниками, как саткинские Пороги, Белый дом в Кыштыме? Плотина разрушается, дом тоже не в самом лучшем состоянии. Делает ли Минкульт что-то, чтобы их сохранить?

- Во-первых, скажу, что Пороги – это частный объект – он принадлежит муниципалитету, это их собственность, которую они сдали в аренду частному предпринимателю. Этот предприниматель берет объект культурного наследия в пользование вместе с обязательством о том, что он должен следить за состоянием этого памятника, если нужно – ремонтировать, а не разрушать. Если частник не выполняет свои обязанности, он должен или сдать памятник обратно владельцу – государству и понести, в том числе, и финансовое наказание за то, что он допустил разрушение объекта. Наш долг – следить за происходящим, если что, писать в прокуратуру, чем мы и занимаемся. Да, мы обещаем, что сейчас все сдвинется с мертвой точки, все будет устранено.

Напомню, процесс разрушения на Порогах начался, когда зимой вода там была сброшена ниже критического уровня. На улице было морозно, как следствие, появились трещины в каменной кладке. Чтобы этого не допустить, просто нужно было внимательно читать инструкцию, написанную еще аж в 1905 году, – предприниматель этого не сделал, очень уж ему нужно было электричество для его гостиницы, которая 100 лет назад там и не предполагалась. Частник просто решил сэкономить на генераторах. Спасибо правительству, а именно Сергею Комякову, за то, что выделили 12 млн рублей, чтобы все-таки провести туда электричество.

- Недавно в Челябинской области начала работу школа экскурсоводов, уже случился первый выпуск. Расскажите, что будут делать новые гиды, где они будут работать?

- Дело в том, что экскурсоводы у нас сейчас есть разные, с советских времен никто этим толком не занимался. У каждого из них разный уровень подготовки, даже разные представления о том или ином историческом событии. И мы озадачились тем, что нам нужны экскурсоводы сертифицированные, которые знают, что это вообще за наука и профессия – экскурсовод, и обладают определенными знаниями и навыками общения. И вот мы выпустили первых профессионалов, надо сказать, желающих было много, гораздо больше, чем мы предполагали, и я думаю, что будет и вторая школа, и третья. С частью выпускников мы уже сейчас готовы заключить договоры. Например, одно из направлений деятельности – наша новая программа по краеведению: мы хотим, чтобы школьники имели возможности поучаствовать в экскурсиях по городу и по области, попутно заезжая краеведческий музей и театры.

- Расскажите про состояние театров в области, выделяются ли сейчас дополнительные средства на их развитие?

- Да, выделяются. Но состояние театров, на самом деле, не особо зависит от средств, которые им дают. Вот, например, в Перми выделяли огромные средства на развитие театральной среды, и чему это помогло? Зато наши – златоустовский «Омнибус» в 2012 и Челябинский кукольный театр в 2013 – уже два года подряд получают престижную премию Волкова. В отличие от «Золотой маски» эта награда вручается не за конкретный спектакль, а за всю работу театра в комплексе, учитываются менеджмент, репертуар, политика и другое.

Также в прошлом году наш театр кукол получил две «Золотые маски», ранее эту награду получал Театр оперы и балета. И все это, учитывая, что особо данные театры деньгами не завалены – они получают столько же, сколько и другие. Конечно, иногда не хватает на постановки, но на выходе мы имеем качественный продукт, которым мы гордимся перед нашими зрителями.

- В последнее время заметно уменьшилось количество постановок и фестивалей, и честно говоря, не заметно, что от этого выросло их качество. Особенно это было заметно в период прошедших новогодних праздников…

- Сразу скажу, что денег меньше выделяться не стало. Постановок меньше тоже не стало. Да, постановки могут где-то страдать в своем качестве. Искусство, видите ли, такая вещь, что можно и известного режиссера пригласить, и он не очень хорошую работу поставит, или студента пригласить, и он поставит «золотомасочный» спектакль – здесь раз на раз не приходится.

Что касается новогодней темы, то мы сейчас лишены возможности просматривать репертуар и высказывать свои пожелания, потому что это считается цензурой, а мы от цензуры ушли... Теперь творят – что хотят, даже матом со сцены могут кричать. Мы этого запретить не можем, это же искусство, самовыражение...

Вот в этом году у нас театры и «самовыразились». Не все, конечно, к некоторым претензий нет, но мы же обычно как раз хорошее мнение и не слышим, потому что кому нравится, просто встают и, улыбаясь, молча уходят. Зато плохое всегда услышим. Я не оправдываю театр драмы – в отношении него мы даже издали специальный приказ, который бы контролировал качество спектаклей.

Кроме того, мы создали экспертный совет, который в этом году будет принимать все постановки, более того, мы хотим создать мотивацию лучше работать: в этом году мы объявляем конкурс, победитель в котором будет выбран по итогам работы экспертного совета. Тот, кто займет первое место по качеству подготовки сценарного материала и костюмов интермедии – большинство жалоб были связаны именно с ней, так как сами спектакли были традиционными – получит денежный приз: возврат денег, потраченных на интермедию.

Таким образом, появляется стимул тратить на нее деньги, ведь наши театры всегда пытаются сэкономить – так и в этом году учреждения просто решили, что с минимумом затрат смогут заработать по максимуму: актеры решили подработать, сказали: «А давайте мы выступим у вас и режиссерами, и постановщиками – сами все сделаем». И очень небрежно подошли к этому. Этот подход мы глубоко осуждаем, не замалчиваем.

- Алексей Валерьевич, в феврале 2013 года из оперного театра ушел Антон Гришанин, худрук и ведущий дирижер. Нашли ли вы ему замену?

- Для начала напомню, что как таковая должность художественного руководителя в театре была упразднена еще в 2010 году. В оперном Гришанин был, в основном, ведущим дирижером, хотя приставку «худрук» попросил за собой оставить. Я думаю, что худруков в театре оперы и балета больше не будет совсем, а вот на должность ведущего дирижера мы кандидатов отсматриваем, хотя особо и не торопимся. Сейчас только я просмотрел около 15 резюме.

Дело особо «не горит», потому что у нас есть, кому дирижировать имеющимся репертуаром, а новых больших постановок пока не предвидится.

Сейчас мы спокойно работаем, одновременно приглашаем кандидатов из списка, они показывают, на что способны. Так, на сцене театра уже выступили уже несколько из них.

- Сейчас реализуется программа по обеспечению музыкальных школ области инструментами, недавно поступил первый транш. Как проходит данное мероприятие?

- Под программу попали все школы искусств области, всего их 133. Вообще обеспечение инструментами идет по двум принципам: во-первых, сумма исходит из нужд и заявок самой школы. Так, не все покупают инструменты, некоторым нужно оборудование. Другой принцип – обеспечение зависит от количества учащихся. На одного ребенка назначена определенная сумма.

Сейчас большая часть проблем связана с аукционом – в данном случае закон о госзакупках сыграл отрицательную роль, потому что музыкальные инструменты – товар специфический, его никак нельзя прописать. Так, например, есть скрипки, которые стоят 500 рублей, но их производит фирма, которая занимается этим делом давно и знает, как они должны быть настроены. А есть фанерная фабрика города Н., где тоже попутно делают эти инструменты, но стоят они 300 рублей. В заявке мы прописываем параметры инструмента, и обе эти скрипки попадут под них, и конечно же, аукцион выиграет фанерная фабрика. А то, что инструмент расстроится через год или дети слух себе испортить могут, на покупку не влияет.

В общем, есть вещи, которые может оценить только профессионал, а мы оценить на аукционе не можем, потому что мы просто пишем документацию – нельзя же прописать, что инструмент обязательно должен посмотреть профессионал. Работа по сбору заявок была очень долгой и трудоемкой, ведь приходилось обзванивать все школы и согласовывать, какие технические показатели должны быть у инструментов, могли возникать ситуации, что инструменты с заявленными параметрами уже не продаются в принципе... Так что вопрос еще не закрыт.

- Очень часто в поселках единственным культурным центром являются сельские библиотеки. Как министерство культуры поддерживает такие учреждения, что делает для их развития?

- Действительно, к сожалению, иногда так получается, что единственный центр культуры в селах – это поселковые библиотеки. Здесь это не только книгохранилище, но и место собрания детей и взрослых: маленьким, например, показывают кукольные спектакли, старшие устраивают чаепития, кружки вязания и другое, это место общения, передачи какого-то опыта. Многие поселковые библиотеки сейчас оборудованы компьютерами, но не все – только 26%, а всего у нас около 900 библиотек в Челябинской области. В этом году мы потратим примерно 10 млн рублей на то, чтобы оборудовать все библиотеки компьютерами и интернетом. Все будет сделано уже до конца этого года, что я считаю огромным прорывом.

- Как обстоит ситуация с муниципальными Домами культуры? Чем они сейчас занимаются и в каком состоянии находятся?

- Согласно закону о разделении полномочий, все финансирование лежит на самих муниципалитетах. Так получается, что они по-разному относятся к содержанию клубных образований, не закрывают, конечно, – на каждое закрытие мы быстро и четко реагируем. Обязанность главы муниципалитета – следить, чтобы учреждения культуры нормально работали и развивались. Другое дело, что в некоторых районах с 80-х годов прошлого века не выдавали деньги на ремонт и содержание ДК. Некоторые ведут на своих территориях работы планомерно – так, например, происходит в Сосновском районе. Что касается выращивания новых коллективов, то, по сути, коллективы остаются теми же, что и были, только в них идет большая сменяемость детей, потому что дети растут и уходят. Вообще, в последнее время количество людей, занимающихся в таких кружках, растет.

- Расскажите, каких крупных культурных мероприятий южноуральцам ждать в ближайшее время.

- Прежде всего, это фестиваль «Дни высокой музыки» под руководством Дмитрия Когана в сентябре. Особенностью мероприятия в этом году станет концерт в отреставрированном зале «Родины».

В конце октября – начале ноября пройдет международный фестиваль «Синегорье», который проходит раз в два года. В ноябре также пройдет во второй раз фестиваль «Уральские пельмени».

Если говорить о городских мероприятиях, то это День города, также через Челябинск пройдет «Автопробег 2013».

Беседовала Анастасия Комиссарова

Заметили опечатку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ. Редакция сайта за размещенные личные мнения, сообщения, опубликованные частными лицами, ответственности не несет.
ТОП новостей
Еще
Сейчас читают
Новости компаний
без пафоса
Интервью
Опрос

Сколько времени Ваш ребенок тратит на выполнение домашнего задания?

Подписка на новости

Нажимая на кнопку "Подписаться", вы подтверждаете своё согласие на получение рассылки по E-mail.

Отписаться вы сможете в любой момент.

Прислать новость