Начальник коммунального предприятия в Аргаяшском районе (Челябинская область) за смерть двух своих работников в канализационном колодце получил два года лишения свободы условно и должен выплатить почти миллион рублей морального ущерба семьям потерпевших, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу райсуда.
Установлено, что 18 июля 2011 года руководитель МУП «Управление ЖКХ Кузнецкого сельского поселения» дал указание бригаде в составе мастера участка, кочегара, водителя ассенизаторской машины и слесаря устранить аварийную ситуацию – засор в магистральном канализационном трубопроводе, при этом обвиняемый не указал безопасного способа выполнения данных работ и не обеспечил средствами защиты.
«Около 14.00 бригада прибыла к канализационному колодцу, где кочегар, не имевший соответствующего образования и специальности, спустился на дно канализационного колодца без страховочного пояса и средств защиты и в результате воздействия токсического газа – сероводорода – в ограниченном пространстве потерял сознание и упал. Увидев это, слесарь, находившийся на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, решил помочь товарищу, спустился на дно колодца, где также потерял сознание и упал», – говорится в сообщении суда.
Следом в колодец полез инженер-теплотехник, но пары сероводорода не пощадили и его, мужчина также потерял сознание. Но так как он находился под действием ядовитого газа не так долго, как его товарищи по несчастью, его успели откачать и госпитализировали. У кочегара и слесаря развилась тканевая гипоксия – кислородное голодание головного мозга и внутренних органов.
Начальник предприятия ЖКХ был обвинен в том, что не обеспечил безопасные условия охраны труда в организации, не разработал инструкции по охране труда для работников, не осуществил контроль за соблюдением правил по технике безопасности, требований инструкций по охране труда, а в день трагедии отправил подчиненных чистить канализацию, не обучив безопасным методам и условиям труда.
Подсудимый вину свою не признал. Отметил, что в гибели людей виновен мастер участка, который самовольно сформировал бригаду, не поставив его в известность, и организовал способ прочистки канализации, на который не было дано разрешение. «Способ, который выбрал мастер участка, является опасным, требует целевого инструктажа по данному виду работ, выписку наряда допуска, в котором указывается способы работ, ответственный за производство работы, средства защиты и время проведения работ, и только после получения наряда допуска можно приступать к работам. Ранее он наказывал мастера участка за спуск в канализационный люк и прочистку засора с помощью ассенизаторской машины», – пояснил суду обвиняемый.
Он также добавил, что о ряде своих обязанностей узнал после трагедии. Например, до 18 июля 2011 года работа по технике безопасности на предприятии ни на кого не была возложена, после несчастного случая, он возложил обязанности на себя. О правилах безопасности при эксплуатации водопроводных и канализационных сетей он не знал. В его контракте не указано, что он должен изучать правила охраны труда. Кроме того, в ЖКХ поселения не было противогазов, костюмов АЗК, газоанализаторов, предохранительного пояса, страховочного троса, но спецодежда и сапоги выдавались.
Суд согласился с доводами защиты о том, что работы, при которых погибли работники, не относятся к строительным, более того, в прениях государственный обвинитель изменил обвинение подсудимому в сторону его смягчения путем переквалификации его действий с части 3 статьи 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных работ) на часть 2 статьи 143 УК РФ (нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности смерть двух человек).
При назначении наказания подсудимому суд учел смягчающие наказание обстоятельства: совершение преступления впервые, положительные характеристики, состояние его здоровья. Отягчающим обстоятельством суд посчитал наступление тяжких последствий в виде гибели двух человек.
Суд назначил мужчине наказание в виде лишения свободы сроком на два года условно с аналогичным испытательным сроком. Исковые требования потерпевших суд удовлетворил частично, взыскав с подсудимого в пользу матери кочегара и супруги слесаря в счет компенсации морального вреда по 300 тыс. рублей каждой, в пользу двух сестер кочегара – по 150 тыс. рублей каждой.
Приговор не вступил в законную силу, может быть обжалован в суд высшей инстанции в установленные сроки.