Сб, 03.12.2016, 14:42 18+
  • Агаповка
  • Аджигардак
  • Аргаяш
  • Атамановский
  • Аша
  • Бакал
  • Бердяуш
  • Бреды
  • Варна
  • Верхнеуральск
  • Верхний Уфалей
  • Вишневогорск
  • Долгодеревенское
  • Еманжелинск
  • Еткуль
  • Завьялиха
  • Златоуст
  • Карабаш
  • Карталы
  • Касли
  • Катав-Ивановск
  • Кизильское
  • Коелга
  • Копейск
  • Коркино
  • Кунашак
  • Куса
  • Кыштым
  • Магнитогорск
  • Миасс
  • Миасское
  • Миньяр
  • Неплюевка
  • Нязепетровск
  • Озерск
  • Октябрьское
  • Пласт
  • Сатка
  • Сим
  • Снежинск
  • Сыростан
  • Трехгорный
  • Троицк
  • Увельский
  • Уйское
  • Усть-Катав
  • Фершампенуаз
  • Чебаркуль
  • Челябинск
  • Чесма
  • Южноуральск
  • Юрюзань
Агентство новостей Доступ 1

Скорая книжная помощь: библиотекарь раскрыла секреты реставрации древних изданий


ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ"

Сегодня книжные магазины заполнены изданиями, которые рискуют развалиться после двух-трех прочтений и отправиться в макулатуру. Однако книга – это, в первую очередь, источник знаний, исторический артефакт, и особенно хорошо это понимают в Региональном центре консервации библиотечных фондов Челябинской областной универсальной научной библиотеки, где сохраняют современные издания и восстанавливают древние книги. Библиотекарь второй категории Татьяна Шапкина рассказала Агентству новостей «Доступ» о своих «бумажных пациентах» и соприкосновении биологии, химии и истории в работе реставратора.

МЫ, КАК И ВРАЧИ, НЕ МОЖЕМ ВЫЛЕЧИТЬ «ПАЦИЕНТА» ЗАОЧНО

- В библиотеку я попала, можно сказать, случайно. После окончания Исторического факультета ЧелГУ устроилась работать в салон красоты, однако мои родители всегда очень серьезно и консервативно относились к образованию: мама – врач высшей категории, отец – инженер, поэтому они настояли на работе по специальности. На тот момент было несколько вакансий в библиотеке и требовалась молодежь. Самым нуждающимся в сотрудниках был отдел реставрации, и меня определили сюда.

Первое время мне все было очень интересно, я подолгу рассматривала каждую книгу, а сейчас они для меня, как пациенты. Смотрю на них и хочу быстрее «вылечить». Все делается очень индивидуально – мы, как врачи, не можем вылечить заочно. Универсальной схемы работы с книгами не существует – необходимо искать индивидуальный подход к каждому изданию, а это большая научная работа. Требуется знать тип переплета, время его создания, книжную традицию (русская или европейская) и многое другое.

Некоторые книги можно отреставрировать за пять минут, над другими приходится работать неделями и месяцами. За год в отделе мы восстанавливаем более 1 тыс. книг.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП РЕСТАВРАЦИИ – НЕЗАМЕТНОСТЬ

- Среди книг, поступающих на реставрацию, встречаются современные, издания первых лет советской власти, дореволюционные и редкие. Если говорить о редких экземплярах, то библиотека обладает своим фондом таких книг. Работа с ними начинается только после согласования с хранителем, далее мы коллективно разрабатываем стратегию «лечения».

Например, при повреждении мраморной бумаги мы подбираем материал из аналогичной эпохи – для таких случаев сохраняются фрагменты бумаги от разрушенных книг. Эти частички приклеиваются и тонируются до такой степени, чтобы было как можно менее заметно. Если разрушен уголок обложки, мы выясняем книжную традицию и соответствующим образом доклеиваем его реставрационной бумагой, а потом подкрашиваем обычной акварелью. Мы вообще стремимся к использованию натуральных компонентов либо таких, которые применялись на момент создания книги.

Работа с кожей очень сложная. Даже если кожа висит лохмотьями, мы ее сохраняем – подкрашиваем, восстанавливаем, добавляем утраченные фрагменты. Если кожа потемнела частично, нужно показать переход – это история бытования книги. На последнем этапе происходит жирование кожи и покрытие ее шеллаком, который будет держать красочный слой.

Также мы учитываем, что в будущем книгу снова будут реставрировать, поэтому стараемся сделать так, чтобы это было возможно. Например, используется мучной клей, который легко снять с помощью размачивания.

Главный принцип реставрации – незаметность. Необходимо полностью скрыть свое присутствие и избежать лишних вмешательств в книгу. Если мы удалим какие-то пометки, сделанные на полях, а это окажется автографом Александра Сергеевича Пушкина – будет настоящий апокалипсис! Поэтому никакие записи мы не стираем, а если чернила разъедают бумагу, мы постараемся нейтрализовать их или проложить фильтровальную бумагу. Книга должна сохранить свою функциональность и внешний вид, однако выглядеть не новой, а старинной, сохранившей тепло рук многих людей.

ИСТОРИЯ ЭЛЛИНИЗМА И МОЛИТВЕННИК-КИРПИЧ

- Сложнее всего реставрировать по-настоящему древние издания, которые находятся в плохом состоянии, некоторые мы пока даже не трогаем, только сохраняем. Например, сейчас я занимаюсь старинным молитвенником – плохое состояние не позволило передать его в фонды. Книга была обнаружена при разборе старой бани, где она выполняла роль кирпича и торчала из-под балки.

Молитвенник был в ужасном состоянии, и на первое время мы сделали ему коробочку. Совсем недавно я познакомилась с двумя способами реставрации – доставка листов другим листом, когда фрагмент фигурно вырезается под повреждения на странице, а второй – доливка бумажной массой. Именно эти методики я сейчас отрабатываю на молитвеннике. Пожалуй, это самая старая книга, с которой я работала, примерно конца XVIII века.

Еще один мой успешный опыт реставрации касался монографии известного историка-эллиниста Михаила Куторги. Мой вузовский преподаватель приходил в библиотеку читать данный научный труд и отметил, что издание в плохом состоянии. Я взяла этот двухтомник и решила отреставрировать. Очень долго восстанавливала рассыпающуюся обложку, уголки которой были полностью разрушены, – проклеивала мраморной бумагой, укрепляла золотую краску. Это был двухтомник, и важно было сделать обе книги одинаковыми. Сейчас, после стажировки в Российской государственной библиотеке в Москве, я понимаю, что можно было сделать все лучше, но это оказался хороший самостоятельный опыт.

СОВРЕМЕННЫЕ КНИГИ НЕ «ПРОТЯНУТ» БОЛЬШЕ 100 ЛЕТ

- Гораздо проще работать с современными книгами, однако новые издания нельзя назвать качественными – большинство из них сможет прожить не дольше 100 лет из-за плохих клея и бумаги. Главная проблема современных книг – слабый корешок. Большие часто трескаются в середине и на форзаце, а иногда вовсе выпадают из корешка. Специально для современных книг в мягких обложках есть проволокошвейная машина – делаешь две скрепки – и можно читать дальше. Для нас работа с новыми изданиями намного проще – за день можно отреставрировать около пяти книг.

Раньше книги были редким, качественным и дорогостоящим товаром. Бумагу высокого качества делали из волокон ткани – специально собирали тряпье и обрабатывали. Позже начинается машинное производство, и качество падает, вместе с древесиной в бумагу попадает лигнин, который значительно ускоряет окислительные процессы. В России рубежа XIX-XX веков бумага была очень низкого качества – в листах встречаются волосы, деревянные щепки и фрагменты ткани.

ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ – ОРУЖИЕ БИБЛИОТЕКАРЯ

- Знания химии мы применяем при промывании книг специальными составами, которые нейтрализуют кислотность, а также для очистки книг от жира, пятен воска и парафина. Немаловажна в нашем деле и биология, особенно в борьбе с плесенью, хотя конкретно в нашей библиотеке этой проблемы нет, потому что отсутствует сырость. Также в книгах могут завестись насекомые, которые попадают в хранилище с людьми, комнатными растениями, через окна. Обычно это кожееды и моль. Также есть древоточцы, которые поедают деревянные крышки книги – их можно обнаружить по стружке. Вообще насекомые могут питаться всеми частями книги – чернилами, обложками, бумагой. Кстати, мы регулярно проводим обследование хранилища на наличие вредителей, а также замеряем температуру, влажность и освещенность.

СОВЕТЫ ПО ХРАНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

- Проще научиться правильно хранить книгу, чем ее ремонтировать. Лично я бы посоветовала поставить дома термогигрометр, который замеряет температуру и влажность в помещении – он не будет лишним и для определения комфортности условий для жизни людей. Если в квартире слишком влажно, то крышки книги могут покоробиться, листы приобретут волнообразность, а сухость вызовет ломкость и пересыхание. Термогигрометр поможет следить за этими показателями. Нормальная температура для хранения книг составляет 18±2 градуса, влажность должна быть на уровне 50±5%. Это идеальные условия.

Нужно соблюдать правила обращения с книгой: нельзя перегибать издание, загибать страницы, делать пометки, ремонтировать книгу скотчем – его клейкая сторона разрушает бумагу, со временем делая ее прозрачной. Лучше использовать натуральные материалы для самостоятельного ремонта – например мучной клей. Хранить книги нужно вертикально, иначе они деформируются.

ХРАНИТЬ ИСТОРИЮ…

- Я очень люблю свою работу и считаю, что нахожусь на своем месте. Как историк я трепетно отношусь к книгам и пытаюсь максимально их сохранить. Когда я выпускалась из ЧелГУ, нам дали напутствие – хранить историю, чем я, собственно, и занимаюсь.

Сергей Боровинских,
фото пресс-службы ЧОУНБ

Заметили опечатку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ. Редакция сайта за размещенные личные мнения, сообщения, опубликованные частными лицами, ответственности не несет.
Loading...
ТОП новостей
Еще
Сейчас читают
Новости компаний
без пафоса
Прямой доступ
Интервью
Опрос

Согласны ли Вы с сокращением числа маршруток в пользу трамваев и троллейбусов?

  • Да, это более безопасный транспорт
    45%
  • Нет, это увеличит время в пути
    30%
  • Конечно, полезно для экологии
    17%
  • Мне все равно, я езжу на такси
    8%

Всего проголосовало: 1178

Авторизация
Логин
Пароль

Войти с помощью

Facebook Twitter Вконтакте
Подписка на новости
Прислать новость