МОЛНИЯ! Магнитогорский «Металлург» завоевал Кубок Гагарина-2024
вчера, 23:13 Общество
Отключения воды, газа и электричества в Челябинске 25 апреля
вчера, 21:10 Общество
В Копейске масштабно горит ангар мебельной фабрики
вчера, 21:02 Происшествия
Частая смена волн тепла и холода ожидается на Южном Урале в конце апреля и в майские праздники
вчера, 20:03 Общество
Генпрокуратура заставила Минздрав сделать запас лекарств для челябинцев с почечной недостаточностью
вчера, 18:47 Медицина
В Челябинске 1 мая пройдет легкоатлетическая эстафета, центр города перекроют
вчера, 18:34 Общество
Текслер поздравил семью бойца СВО с рождением тройни
вчера, 17:31 Общество
В Коркино раскрыли «пьяное» убийство мужчины
вчера, 17:24 Общество
Еще два автобуса в Челябинске переводят на регулируемый тариф
вчера, 16:49 Общество
Колчинская избавилась от приставки «врио» министра здравоохранения Челябинской области
вчера, 16:43 Медицина
На Южном Урале из-за нереста с 25 апреля ввели ограничения на рыбалку
вчера, 16:33 Общество
В Челябинске мотоциклист без прав устроил гонки с инспекторами ГИБДД
вчера, 16:22 Происшествия
Белоруссия ограничила ввоз свинины из Челябинской области из-за африканской чумы
вчера, 15:53 Экономика
В Челябинске перевернулось такси, пострадал пассажир
вчера, 15:52 Происшествия
Спор мужчин в магазине Магнитогорска закончился нокаутом одного и грабежом
вчера, 15:27 Происшествия
В последний рабочий день апреля на Южный Урал вернется 20-градусная жара
вчера, 15:13 Общество
Челябинск вошел в топ городов с самой вкусной шаурмой
вчера, 14:56 Общество
В нацпарках Южного Урала с 26 апреля организуют круглосуточные посты спасателей
вчера, 14:51 Общество
В деле главы крупной дорожной компании Челябинска появился новый фигурант
вчера, 14:40 Общество
Хирурги ЧОДКБ восстановили семилетнему мальчику утраченные после ожога волосы
вчера, 14:24 Медицина
Комитет по делам образования Челябинска оспаривает сговор на 2 млрд при организации питания в школах
вчера, 13:38 Экономика
Южноуралец перевел мошенникам 700 тыс., поверив в мнимый кредит
вчера, 13:30 Происшествия
Синоптики: Непогода ударит по северным районам Челябинской области
вчера, 13:23 Общество
Почти 600 южноуральских семей в 2024 году оплатили обучение детей маткапиталом
вчера, 13:04 Общество
В Челябинске обсудили меры по противодействию терроризму в современной обстановке
вчера, 12:55 Общество
Рейд приставов и ГИБДД в Челябинске завершился арестом 27 автомобилей должников
вчера, 12:42 Общество
Возле ТРК «Родник» появится сквер с сухим ручьем
вчера, 12:40 Общество
В Миассе подросток угнал мопед, представившись потенциальным покупателем
вчера, 12:27 Происшествия
В Челябинске отдали под суд московского адвоката за присвоение имущества на 5,4 млн
вчера, 12:23 Общество
Гидрометцентр прогнозирует сильные дожди с мокрым снегом на Урале
вчера, 12:10 Общество
Челябинка оштрафована на 10 тыс. за репост ролика с негативными оценками властей и силовиков
вчера, 11:33 Общество
Челябинцу дали 11 лет колонии за убийство пожилой матери
вчера, 11:28 Общество
Задержан челябинец, спаливший Chevrolet за 700 тыс. рублей в центре Челябинска
вчера, 11:18 Происшествия
В Озерске 27 апреля завершается отопительный сезон
вчера, 11:12 Общество
Осужден челябинец, выманивший у 69 горожан 11 млн под предлогом покупки бытовой техники со скидкой
вчера, 11:09 Общество
Осуждена челябинка, сбившая на тротуаре двух подростков на самокате
вчера, 11:05 Общество
В ЧелГУ прокомментировали случай кори у студента и сообщили о принятых мерах
вчера, 10:56 Общество
С виновника огненного ДТП с двумя погибшими на Южном Урале приставы взыскали моральный вред
вчера, 10:47 Общество
Челябинская спортсменка завоевала вторую золотую медаль на ЧЕ по плаванию
вчера, 10:18 Общество
Челябинцы похищали деньги у клиентов сервиса поиска попутчиков
вчера, 10:13 Общество

Почему в Челябинске нет велодорожек, и где их взять? Мнение архитектора

Общество
17 августа 2016 года, 16:45
- T +

За последнее десятилетие число велосипедистов в Челябинске возросло во много раз, но несмотря на интерес общества к этому спорту, власти пока не организовали даже минимальной сети велодорожек. Не дождавшись решений свыше, челябинские активисты решили самостоятельно создать план «велореволюции». Как окольцевать южноуральскую столицу велодорожками и никому не мешать, рассказала архитектор-урбанист, соорганизатор проекта «Дорогу Велодорогам» Наталья Пирогова.

- Мое первое знакомство с велосипедом, как и у многих, произошло в детстве. Мне кажется, проще найти человека, который учился кататься на трехколесном велосипеде, чем обладателя автомобильных прав. Однако как к городскому транспортному средству начала относиться серьезно лишь после стажировки в Нидерландах. Тогда каждый день мы передвигались на велосипеде: на работу, в продуктовый магазин, вечером – в центр города и обратно. Шли дожди, палило солнце, но город всегда был заполнен велосипедистами разного возраста и уровня достатка.

ПОКОРИТЬ САМЫЕ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ» СЕРДЦА…

- Днем рождения проекта «Дорогу велодорогам» можно считать наше первое публичное обращение к горожанам на интеллектуальной вечеринке Pecha Kucha в апреле 2015 года. Сама идея создать такое движение возникла пару лет назад, когда я начала собирать материал для дипломного проекта (анализ градостроительной ситуации, соцопрос фокус-групп, изучение аналогов). Дальше, недолго думая, решила проектировать велосеть для Челябинска. Параллельно консультировалась с голландским наставником. Тема покоряла даже самые «автомобильные» сердца и везде получала «зеленый свет». Поэтому после получения университетских корочек стало обидно все бросать. Я делилась идеей везде, где только могла и однажды на встрече Business Family Chelyabinsk встретила Кристину Клипфель. Разговор был долгий и продуктивный. С тех пор мы ведем дела проекта вместе. Кристина отвечает за развитие и продвижение проекта, я – за проектирование и общую идеологию.

На сегодняшний день наша организация добивается, чтобы в Челябинске появилась удобная и безопасная велосипедная инфраструктура. Мы работаем по нескольким направлениям: продвижение проекта сети велодвижения, который включает в себя дорожки, парковки, пункты проката; популяризация велосипеда в качестве средства передвижения и способа досуга; ликбез (ПДД).

АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ – «ПЕТЛЯ НА ШЕЕ» ЧЕЛЯБИНСКА

- Как архитектор я ценю масштаб велосипеда. Его скорость позволяет познакомиться с городом детально, его маневренность открывает новые места и маршруты, не доступные автомобилю. За городом, в парках это и досуг, и спорт. Я лично знакома с большим количеством челябинцев, передвигающихся большую часть года на велосипеде, каждый день на работу и обратно. Хотя вопрос сезонности довольно субъективный.

Для города преимуществом является масштаб велосипеда. Пропускная способность велодорожки в пять раз больше автомобильной полосы, а на месте одного автомобиля припаркуется десять велосипедов. Сейчас наш город идет по пути автомобилизации и «надевает себе петлю на шею». Так как сеть общественного транспорта не развита, а про альтернативные виды транспортных средств муниципалитет не думает всерьез. Представьте себе замкнутый круг: мы строим и расширяем дороги, условия становятся лучше, количество пользователей автомобилей увеличивается, и – опять пробки?! А расширять больше некуда (ведь город имеет красные линии и кадастровые границы), а потрачены огромные средства... 

В широком смысле, велосипед, вообще, полезная штука для социума. Как транспортное средство он не производит выхлопных газов. А как устройство с механическим приводом – помогает поддерживать кровеносную систему организма в тонусе, что особенно актуально для ведущих «сидячий» образ жизни. Еще есть прецеденты изменения социальной среды в местах транзита велосипедистов. Они в буквальном смысле «приглядывают» за заброшенными местами. Например, на «Заячьем» острове или по территории прилегающих лесопарков постоянно колесят велосипедисты. А там, где есть люди, шум и освещение, уже спокойнее.

ПОЧЕМУ НЕТ ВЕЛОДОРОЖЕК, И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

- Мне кажется, велосипедизация в России связана с влиянием моды и ростом урбанизации городов.Как мы выяснили в своем соцопросе 2015 года, именно отсутствие приемлемой велоинфраструктуры в Челябинске сдерживает использование велосипеда как повседневного транспорта. Так, 79% респондентов имеют велосипед, однако лишь 10% используют его не только для велопрогулок и занятий спортом, но и для будничных поездок.

Основной причиной, препятствующей более частым поездкам, является неприспособленность городских дорог и отсутствие велопарковок, на что указали более 70% опрошенных. При этом большинство респондентов имеют автомобиль. В опросе приняли участие 1 тыс. 447 челябинцев, преимущественно в возрасте 18-45 лет – самая экономически активная возрастная категория. Мы солидарны с мнением горожан о состоянии велоинфраструктуры в Челябинске.

Справедливости ради скажу: существует план велосипедных дорожек, разработанный муниципалитетом, более того, он частично реализуется. Например, велодорожка на Чичерина или велопешеходная дорожка на Университетской набережной. Однако это вовсе не сеть дорожек, более того, качество этой инфраструктуры не соответствует даже столичным стандартам, не говоря уже о зарубежных. Чтобы кардинально изменить ситуацию, думаю, нужен интерес власть имущих и участие грамотных проектировщиков и подрядчиков. Пример активной велосипедизации Москвы показывает, что это процесс политический, причем сверху вниз...

Еще было бы полезно активно вовлекать в процесс проектирования велосипедистов, автомобилистов и пешеходов. Это называется «соучаствующее проектирование» – оно активно распространено в США и Евросоюзе. Таким образом, мы могли бы создать проект, учитывающий мнение большинства заинтересованных сторон, и действительно помочь городу не просто как потребители его услуг, а как участники его жизни.

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа и многие другие региональные столицы развивают велоинфраструктуру и поддерживают велосипедизацию. Больше всего меня впечатлил опыт Кузбасса: в 2015 году стартовала акция «Тысяча велосипедов – детям Кузбасса», их получили уже 9 тыс. школьников.

Эта программа реализуется при поддержке депутатов, глав муниципалитетов и предприятий, бизнесменов. Безопасности и удобству передвижения на велосипедах в городах и районах Кемеровской области уделяется повышенное внимание: оборудуются велодорожки, устанавливаются знаки, наносится разметка, а также работают специальные велогородки.

ПЯТЬ КОЛЕЦ ВЕЛОВЛАСТИЯ

- Мы разработали градостроительное предложение по созданию велосети, охватывающей весь город и основные точки притяжения велосипедистов (парки, развлекательные и культурные центры, места работы и учебы). Основная идея: «кольцевая» велодорожка в каждом районе, проложенная через самые активные социальные точки. Мы предполагаем, что по благоустроенной сети можно будет быстро передвигаться, а для большей маневренности на велосипеде всегда можно «срезать» путь через дворы и пешеходные мосты. Пять «колец» мы соединяем и получаем замкнутую сеть, соединяющую все районы города. Проектное предложение согласовывалось с независимыми экспертами в области транспортного регулирования и областной Госавтоинспекцией, а главное – с велосипедистами, которые лучше всего знают ситуацию. Проект выставлялся на различных конкурсах,но поддержки властей не получил.

ВЕЛОСИПЕДИСТ VS ПЕШЕХОД

- Велосипедист – полноправный участник движения на автодороге, поэтому велосипедисты старше 14 лет должны ехать по проезжей части, в один ряд и как можно ближе к правому краю дороги, но не прижимаясь к бордюру. Тротуар – это место для пешеходов, поэтому старайтесь ездить только по безлюдным и широким тротуарам, обращайте особое внимание на выезды из дворов, арок, выходы из подъездов и магазинов, двери припаркованных машин. Я полностью поддерживаю решение о запрещении передвижения на велосипеде по пешеходной части улицы Кирова. Уровень культуры езды на велосипеде, к сожалению, не очень высок, поэтому приходится разделять различные скоростные потоки. Вообще, велосипедист должен передвигаться по оборудованной велосети, тогда он не будет мешать ни автомобилистам, ни пешеходам.

МЕЧТА ВЕЛОСИПЕДИСТА

- Мы мечтаем о городе, который не будет стоять в пробках, где можно будет гулять по широким тротуарам, комфортно и быстро передвигаться на общественном транспорте и, конечно же, на велосипедах.

Думаю, автомобиль удобнее использовать по необходимости. Замечательной идеей является использование электрокаров, но за городом – они все-таки занимают много места. К скоростным трамваям и метро наш проект «Дорогу велодорогам» относится с большим уважением.

Беседовал Сергей Боровинских,
фото из личного архива Натальи Пироговой

Общество / другие новости из раздела

Опрос

Какие у Вас планы на лето?