Реформа местного самоуправления близится к концу. Вернее, завершается ее «переходный период». Он длился несколько лет, в течение которых была проделана гигантская работа по перераспределению полномочий и источников их финансирования. Сейчас уже можно делать первые промежуточные выводы: как муниципалитеты справляются с многочисленными проблемами, проводить ли объединение и укрупнение территорий, удалось ли приблизить власть к народу и как определить, «пашет» глава поселения или «сачкует». Об этом и многом другом корреспондент Агентства новостей «Доступ» поговорил с заместителем губернатора Челябинской области, руководителем аппарата южноуральского правительства Николаем Рязановым.
- Николай Михайлович, до вступления в силу в полном объеме федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» остается несколько дней. Каковы итоги переходного периода муниципальной реформы в Челябинской области?
- Проводимый правительством Челябинской области мониторинг показывает, что по итогам 10 месяцев 2008 года муниципальные образования Челябинской области уверенно реализуют реформу местного самоуправления. По результатам анализа, проведенного Центром политической конъюнктуры по заказу Общественной палаты Российской Федерации, наш регион отнесен к числу благополучных субъектов по этим показателям. Следует отметить устойчивую тенденцию, связанную с расширением самостоятельности поселений. Двадцать поселений решают уже весь объем вопросов местного значения, сто семнадцать самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, еще шестьдесят семь планируют делать это с 2009 года.
Главный итог этого промежуточного периода – муниципальная власть стала ближе к народу. Мы сейчас стараемся так организовать работу местных чиновников, чтобы как можно меньше гонять людей по бюрократическому кругу. Чтобы человек не мотался за каждой справкой в район, не тратил нервы и время на очереди.
Вот, например, очень удачный опыт Чесменского района. Мы его стараемся распространить на всех. Принцип оказания услуг следующий. В муниципальном образовании человек написал заявление, к нему приложил документы – список утвержден, образцы есть – и передал этот пакет главе поселения. Тот практически каждый день ездит в район для решения своих вопросов и привозит документы в управление. Там все дела передаются специалисту, который дальше и работает. Решение появилось – положительное или отрицательное – глава подписывает, и заявитель один раз за все время приглашается в районный центр. Это принцип одного окна. Сейчас мы планируем расширить круг вопросов, которые можно решать таким образом. Хотим включить в схему регпалату, БТИ.
- В этом году начался процесс объединения сельских поселений. Насколько эффективна такая идея в деле усиления местного самоуправления? Планируется ли продолжать эту линию?
- Да, процесс будет продолжаться. Правительство области предложило муниципалам эту возможность – объединиться, чтобы придать импульс развитию местного самоуправления. Тем, кто объединится, гарантирована поддержка и, что немаловажно, финансовый «бонус». Так, в 2007 году объединились Спасское и Бабарыкинское сельские поселения Верхнеуральского муниципального района. Вновь образованному Спасскому сельскому поселению губернатор выделил 100 миллионов рублей на ремонт дорог и поддержку ЖКХ.
Вообще, объединение муниципальных образований – общемировая тенденция, ничего нового мы в этом плане не изобретаем. Все государства оптимизируют муниципалитеты, чтобы добиться большей эффективности управления при меньших затратах, так – в Бельгии, Германии, Нидерландах. В Финляндии, к примеру, правительство выделило средства на объединение муниципальных образований в размере 60 миллионов евро. Там объединилось 10 образований, но финские власти планируют продолжать работу в данном направлении.
Задумайтесь: в Челябинской области ста пятнадцати поселениям (а это 42 процента от общего числа) не хватает доходной базы даже на содержание собственной администрации! Что уж про развитие говорить…
Сейчас предложения по объединению поступили из Карталинского муниципального района: глава района и главы поселений понимают необходимость объединения и будут добиваться поддержки населения. Хотел бы отметить, объединение– дело добровольное и проводится при обязательном учете мнения жителей территории.
- Сейчас активно внедряется система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, и уже в мае главы должны будут отчитаться о своей работе. Эта оценка повлияет на решение правительства поддерживать глав на выборах?
- Задача заключается не в том, чтобы кого-то наказать. Наоборот, в том, чтобы поощрить динамично работающих. Правительство области во втором квартале проведет социологические опросы населения по пунктам – удовлетворенность услугами здравоохранения, образования и так далее. По результатам этой работы предусмотрен механизм поощрительных грантов.
Но, безусловно, отстающих мы выявим: по определенному комплексу показателей оценим эффективность работы главы и для себя сделаем вывод – справляется он или нет. И потом, используя возможности СМИ, депутатов, доведем эту оценку до сведения граждан. Хотя они сами все видят – пашет глава или лодырничает.
Хочу отметить, что мы не оставляем муниципалитеты один на один со своими проблемами. Реализуются областные программы развития инфраструктуры территорий. Например, газификация населенных пунктов, строительство муниципальных дорог. Сельские школы и профтехучилища Челябинской области в рамках программы «Школьный автобус» за последние годы получили современный, оборудованный для перевозки детей транспорт. Приобретен и общественный пассажирский транспорт для муниципальных образований. Разрабатывается областная целевая программа «Чистая вода», которая позволит значительно улучшить качество питьевой воды за счет модернизации систем водоснабжения и водоотведения, поиска новых источников, более качественной очистки канализационных стоков. Челябинская область, первая подавшая в Министерство регионального развития России заявку, получила миллиард рублей из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ на капремонт многоквартирных домов. Кроме этого миллиарда, 550 миллионов рублей выделяется из бюджета области.
- Какие задачи стоят перед муниципалитетами в условиях финансового кризиса?
- Губернатор Петр Сумин поручил главам всех муниципальных образований разработать собственные антикризисные программы, принять меры по жесточайшей экономии бюджетных средств, ограничить принятие новых расходных обязательств и увеличение ранее принятых. В первую очередь, это касается увеличения штатной численности муниципальных служащих, обслуживающего и технического персонала. Надо подумать над оптимизацией затрат на содержание аппарата управления, ужесточить лимиты на автотранспорт, сотовую связь. Необходимо в ежедневном режиме отслеживать ситуацию в сфере занятости на своей территории, чаще самим бывать на предприятиях и в организациях, встречаться с людьми.
- Борьба с коррупцией на всех уровнях сейчас обозначена президентом России как приоритетное направление. Каким образом к ней подключается местная власть?
- Правительство области разработало для муниципальных районов и городских округов рекомендации по проведению этой работы. Во исполнение Национального плана принят областной план мероприятий по противодействию и профилактике коррупции, подобные планы есть и в каждой территории.
Действенной мерой, призванной помочь государству в борьбе с коррупцией, должно стать привлечение к этому населения. В ближайшее время откроются «телефоны доверия», по которым можно будет сообщить о взятках в поликлиниках и школах, о нарушении экологического законодательства, торговле наркотиками, а также о коррупционных проявлениях со стороны чиновников. Во всех городах и районах образованы советы по противодействию и профилактике коррупции. В их работе предусматривается и участие представителей общественности.
- И последний вопрос как куратору муниципальных образований. Партия «Единая Россия» приняла решение в следующем году поддержать Михаила Юревича на выборах на пост главы Челябинска. Как Вы оцениваете деятельность действующего мэра?
- С той колоссальной поддержкой, которую оказывают правительство и губернатор, в городе очень много делается. Первое, что бросается в глаза, – это дороги. Огромные деньги были выделены на эти цели, и город их эффективно освоил. Губернатор, финансируя развитие Челябинска, исходит из того, что он столица области. Здесь живет треть населения региона, сосредоточен промышленный, научный, спортивный потенциал. Поэтому строятся такие грандиозные социально-значимые объекты, как ледовая арена «Трактор», кардиоцентр, ПЭТ-центр для онкодиагностики. И федерального софинансирования добиваемся, и свою лепту из облбюджета вносим, чтобы Челябинск хорошел. А руководству города важно не растерять эту поддержку, как не растерять доверие партии «Единая Россия».
Но по моему направлению – муниципальной реформе – мне с городом сложно работать. Идет непонимание, нет действий по созданию многофункционального центра по оказанию услуг населению. А ведь это касается непосредственно людей – чтобы перестать их гонять по очередям. И мне непонятно, почему это не делается. С этой точки зрения, я не удовлетворен. Здесь надо главе либо усилить контрольную работу, либо дать своим замам конкретное поручение.