Первый вице-губернатор Сергей Комяков среди журналистов известен тем, что способен сходу ответить на любой вопрос по экономической тематике и безошибочно перечислить все параметры, идет ли речь об областном бюджете, новых инвестпроектах или тарифах. Этой способностью Сергея Львовича мы и воспользовались, расспросив его про госгарантии, проблемы, доставшиеся от предшественников, инвестиции в ЖКХ, перспективы промышленной и строительной отрасли, а заодно и поинтересовались – откуда такая феноменальная память. Кто послужил ему примером – в интервью Агентства новостей «Доступ».
Кто претендует на госгарантии, зачем ЮУ КЖСИ понадобились средства,
и что будет со строителями, которые не смогли выполнить обязательства перед дольщиками
- Сергей Львович, впервые регион будет выступать гарантом по инвестиционным проектам. Какие-то проекты, которые претендуют на гарантии, можно уже назвать?
- На рассмотрении в правительстве области пять инвестиционных проектов: «Создание производственных мощностей по выпуску мясной продукции в Кунашакском районе» ООО «Уральская мясная компания», стоимость проекта 5,7 млрд. рублей, запрошенная сумма гарантии 3 млрд., «Строительство птицеводческого комплекса по производству мяса птицы» ООО « Нагайбакский птицеводческий комплекс» стоимостью 4,2 млрд., запрошенная сумма гарантии 2,5 млрд., «Расширение и реконструкция производственных мощностей по выпуску продукции птицеводства ЗАО "Уралбройлер"», стоимость – 1,5 млрд. рублей, запрошенный объем гарантии миллиард, «Реконструкция миньярского прокатно-термического завода» стоимостью около миллиарда, запрошенный объем гарантии – 800 млн.рублей, и «Реконструкция Бектышской птицефабрики» в Еткульском районе, стоимость этого проекта 3,5 млрд., запрошенный объем гарантии 100 млн .рублей.
Кроме этих проектов, подана заявка ОАО «ЮУ КЖСИ» (Южно-Уральская корпорация жилищного строительства и ипотеки. – Прим. АН «Доступ») на выдачу госгарантий под облигационный займ объемом 2,5 млрд. рублей на пополнение оборотного капитала для существенного увеличения строительства жилья эконом-класса по программам корпорации.
Раньше такая мера поддержки инвесторов в области практически не применялась.
- Если КЖСИ нужны деньги, может быть, просто добавить средств в уставный капитал, как это уже несколько раз делалось?
- Можно, конечно, пойти и таким путем. Вопрос – за счет чего. Если за счет размещения на рынке дополнительной эмиссии акций – путь правильный, но КЖСИ сегодня компания непубличная, единственный акционер – правительство Челябинской области, имидж ее, кроме того, подпортили действия прежнего руководства, поэтому успех такого размещения вызывает у нас серьезные опасения. Увеличить уставный капитал за счет бюджета – механизм абсолютно нерыночный, у бюджетных расходов, на наш взгляд, иные приоритеты, чем наращивать вложения в коммерческие структуры. Поэтому мы поддерживаем стремление нынешнего руководства компании превратить ее в серьезного рыночного игрока.
- А что будет с неликвидами Корпорации? Я имею в виду малоэтажные поселки, которые понастроили по всей области...
- Сегодня на балансе корпорации 13 земельных участков разной степени готовности и освоения. Построенное на части из них жилье неликвидами я бы не называл, скорее, это проблемные активы, построенные не в то время, не там, где есть спрос сегодня, на слабо инфраструктурно подготовленных участках для неопределенных групп потребителей. Наиболее яркий пример, который у всех на слуху, Кундравы в Чебаркульском районе. И сегодня руководство Корпорации ведет целенаправленную работу по снятию этих проблем. В частности, по Кундравам решены вопросы электро-, водо-, газоснабжения, водоотведения Пара домиков из 90 уже нашли своего покупателя. Возможно, нам удастся включить эти объекты в программы переселения из ветхо-аварийного жилья, не пригодного для проживания, в программы обеспечения жильем военнослужащих, уходящих в запас, детей-сирот. Есть и другие достаточно интересные предложения. Так что с мертвой точки дело сдвинулось, как говорил один политик, процесс пошел.
- Насколько напряженной остается ситуация с проблемными объектами, для строительства которых привлекались дольщики?
- Медленно, но вопросы решаются. Правительство области в меру своих возможностей оказывает помощь в снижении затрат инвесторов, различными законными путями освобождая их от платы за подключение к сетям инженерных коммуникаций, у ряда застройщиков КЖСИ выкупило свободные квадратные метры, в Копейске администрация города решает вопрос выкупа свободных квартир для предоставления переселяемым из непригодного жилья, по поручению губернатора следственные органы Челябинской области проводят проверки использования средств участников долевого строительства.
Есть высокая вероятность того, что будут достроены и сданы уже в ближайшие месяцы объекты ООО «Массив» на Чуриловской площадке, сдан дом по улице Героев Танкограда ООО «Жилтехстрой», первая очередь дома по Комсомольскому проспекту ЖСК «Универсал», с участием КЖСИ продолжено строительство второй очереди этого дома, в счет стоимости переданного земельного участка ОАО «КПД и СК» предоставит жилье дольщикам и пайщикам ОАО «КАНИК», ЖСК «Полистром». Конечно, людям хотелось бы, чтобы государство просто взяло и за счет бюджета решило их проблему, однако закон такой путь не предполагает.
- Строителям, которые себя дискредитировали – Беркович, Мезенцев, Тартаковский, – позволите в дальнейшем строить?
- Вы знаете, если бы весь рынок строительства жилья и дальше шел в гору, развивался в той динамике, что и раньше, этой проблемы не случилось бы. Проблема в том, что рынок просто рухнул. С другой стороны, что значит: «позволим – не позволим»? То, что эти граждане не в «белом» списке, уже общедоступно, почитайте газеты или интернет. Но закон же говорит о том, что земельные участки под жилье выделяются через аукционы. Компании приходят, побеждают на аукционе, и если их проектная документация соответствует всем требованиям – какие основания у государства брать палку и выгонять их оттуда? Есть вещи, которыми надо руководствоваться, если мы хотим нормально жить в правовом государстве.
Проблема еще и в том, что юридическая культура у нашего населения не особенно высока. Поэтому и договоры с застройщиками зачастую «мутные»: то ли долевое участие, то ли недолевое участие, все через пень-колоду.
«ДЕЛО ПРОДКОРПОРАЦИИ», ТЯЖЕЛОЕ НАСЛЕДСТВО И УНИЧТОЖЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ —
И ТАКОЙ БЕЛИБЕРДЫ — МАМА РОДНАЯ!
- Еще вопрос по поводу неэффективного расходования средств: «дело Продкорпорации» недавно завершилось. Какие-то еще нарушения в этой организации были выявлены? И что с долгами перед Росагролизингом?
- Это из области судебных дел. Пусть судьи и следователи с этим разбираются. Мы видим, что там есть проблемы, передали материалы, дальше – работа следственных органов.
По Росагролизингу проблема решена. Продкорпорация получила по имеющимся у нее затратам субсидию 590 млн. рублей. Она позволит и с Росагролизингом уладить проблемы, и принять участие в формировании запаса зерна на следующий год.
- Что будет с теми предприятиями, где у области также есть доли участия? Вы дали поручение активизировать работу по приватизации. Это означает, что часть предприятий будет продана?
- От части предприятий нужно просто избавиться. Скажем, есть такое предприятие «Облжилкомхоз». Четыре-пять месяцев работаем, четыре-пять месяцев я не могу понять, в чем смысл его существования. Предприятие выполняет две функции. Одна – по заказу министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства производит расчет каких-то статистических параметров и оформляет наградные документы. Но ведь есть аппарат министерства, пусть он этим и занимается. Вторая функция – «Облжилкомхоз» хранит резерв на случай всякий чрезвычайных дел как по линии Минстроя, так и по линии ЧС. Зачем надо хранить в этом предприятии – совершенно непонятно. Почему нельзя этот резерв рассредоточить по территории области? Регион большой, зачем надо здесь, в Челябинске, все хранить? Поэтому, на мой взгляд, это искусственная вещь, которая придумана, непонятно кем и для чего. И такие есть еще примеры. Работа по инвентаризации всех вложений и их целесообразности идет.
- В наследство от прошлой администрации вам достались проблемы по таким объектам, как ледовая арена и кардиоцентр. Какие решения приняты по ним?
- Ну, ледовая арена строилась коряво, сразу скажем. Начиналось все совершенно не с того проекта, который реализовался в окончательном виде. Была какая-то гонка за результатом, поскольку хоккейным руководством были обозначены определенные даты. Причины понятны, но делалось все через пень-колоду. В итоге получилось, что объект, первоначально стоивший порядка 900 млн. рублей, вырос в цене практически в два раза. Когда мы пришли, первое, с чем нам там пришлось столкнуться, масса исков челябинских подрядчиков, с которыми компания БСК, выигравшая конкурс, не рассчиталась. Стали выяснять причину – заниженная заработная плата, дополнительные объемы работ. В конечном итоге признали, что занижение сметной стоимости составило порядка 300 млн. рублей, и для оплаты всех счетов необходимо принять и оплатить эти затраты.
В кардиоцентре беда примерно та же самая. Когда начинал строиться этот федеральный объект – нормальной проектной документации не было. На завершающих этапах выяснилось, что какие-то противодымовые двери не в той норме, которая должна быть в Российской Федерации. Решили поставить дополнительные двери. Поставили их, а они открываются только в одну сторону. Теперь наши надзорники говорят: «Теперь нужны специальные решения для тех, кто с другой стороны двери».
И вот сейчас надо ехать в Москву, за решением о специальных технических условиях. Что это за технические условия – то ли чтоб наши люди с противогазами лежали, то ли какие-то другие… Все эти беды оттого, что у нас начинается дело без окончательно узаконенной, прошедшей соответствующую экспертизу проектной документации.
- А вообще, много проблем досталось от предшественников?
- Кроме уже перечисленных, большой вопрос с получением пожарного гидроподъемника. Госконтракт проавансирован на 100 процентов, производитель отказывается отгружать готовый подъемник, требуя доплатить около 250 тыс. евро. Начинаем разбираться: если поставка из-за границы – должен быть контракт, паспорт сделки. Оказывается, у компании, с которой правительство заключило контракт, даже нет этого подъемника в экспортном контракте. Правительство Челябинской области свои обязательства выполнило полностью. А вот следующее звено – немецкая компания с нашими согражданами бывшими – не доплатила финской стороне эти 250 тысяч. И вот такой белиберды – мама родная! Наверное, обозначенные проблемы не последние, что-то еще по ходу выявится.
- Даже слухи такие ходили, что в последние дни работы старой администрации тут, на Цвиллинга, 29, массово уничтожали документы...
- Не могу сказать, что тут уничтожали. Наверное, уничтожали. Зачастую на вопрос, почему принято то или иное сомнительное решение, получаешь ответ – а так Дятлов (первый вице-губернатор в правительстве Петра Сумина. – Прим. АН «Доступ») или другой руководитель решил. Покажите документ – документа нет. Может, его и не было, а может, и уничтожен.
КАК РАСЧИТАЛИСЬ С ДОЛГАМИ ЗА ТЭР, КТО В ОТСТАЮЩИХ,
И ПОЧЕМУ НЕТ СМЫСЛА ГОВОРИТЬ О ТАРИФАХ
- Давайте теперь перейдем к проблемам сегодняшнего дня. Удалось ли к началу отопительного сезона рассчитаться со всеми долгами за топливно-энергетические ресурсы?
- Акт готовности получили, всеми сторонами подписан. Сегодня такой проблемы нет. За период работы нового состава правительства задолженность перед основными поставщиками ТЭР снижена с 1,1 млрд. до 70 млн. рублей. Всем муниципальным образованиям, которые доказали, что по объективным факторам организации, участвующие в теплоснабжении, имели запланированные убытки: холодная зима, ограничение 25% индекса роста платежа населения, неправильный учет цены электрической энергии из-за либерализации рынка электрической энергии, – оказана финансовая помощь из областного бюджета.
Единственный сейчас проблемный объект – Бакальская котельная, которая управляется предприятием, созданным Челябинскрегионгазом. На следующий год будем смотреть, как ее заместить более эффективными источниками. В Локомотивном возникнет та же проблема. Там котельная отапливает и воинскую часть, и поселок Локомотивный. Для воинской части 2011 год – последний год существования. Баланс тепловой энергии на данной котельной, конечно, такой уже не нужен.
- Какое-то постановление, говорят, готовится по Минстрою, чтобы инвесторы, которые вложились в эти котельные, три года работали по старым тарифам?
- Это не постановление, это предусмотрено российским законодательством: на период окупаемости плюс два года сохраняется более высокий тариф для окупаемости инвестиций. Для населения на этот период времени тарифы останутся те же, что и сегодня. А после того, как будут «отбиты» все инвестиционные затраты, тариф имеет реальную возможность к снижению. Такое трехстороннее соглашение – ЕТО Челябинской области, инвестор и муниципалитет – мы подготовили, оно сейчас на согласовании в службах правительства. Я думаю, что в ноябре оно будет подписано. В принципе, у нас инвесторы уже пошли.
- Вообще, много инвесторов, которые намерены вкладывать средства в котельные?
- «Газдевайс» (Москва), производитель котлов из Санкт-Петербурга, челябинские компании «Челябоблкоммунэнерго», «Тепловые и Электрические системы».
- А можно назвать, какие у нас самые проблемные территории по расчетам за ТЭР?
- Да можно, конечно: Кыштым, Аргаяш, Карабаш, Агаповский район, Бакал. Причины примерно одинаковые: неэффективные котельные, плохое состояние сетей, слабая платежная дисциплина потребителей. Сразу скажу, что объективные факторы убытков учтены ЕТО при анализе причин задолженности и оплачены из областного бюджета.
- Вы вот про тарифы отказываетесь говорить…
СКОЛЬКО В 2011 ГОДУ ПОТРАТЯТ НА ДОРОГИ, И ЧТО «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КРУТО!»
- Удивительно, что Вы можете на память назвать цифры по любой теме. Это у вас природный дар такой?