В Челябинске на всеобщее обозрение выставлены часы, безжалостно ломающие стереотипы: стрелки на них идут в обратную сторону. Интересно, что этот удивительный хронометр – вовсе не новомодный тренд, а произведение часового искусства, созданное несколько десятков лет назад челябинскими мастерами. Где можно увидеть «античасы» – в материале Агентства новостей «Доступ».
В центре Челябинска, в здании, когда-то полностью принадлежавшем челябинскому часовому заводу «Молния», работает бесплатная выставка. Открытая экспозиция включает практически все виды изделий, выпускавшиеся за 65-летнюю историю предприятия. Их скрупулезно собирали в ассортиментном кабинете при часовой лаборатории завода.
Экспонат, который представители часового бизнеса сейчас называют «античасами», – хронометр с обратным ходом стрелок – сразу и не приметишь. Куда больше внимания притягивают коллекционные часы, которые недавно воссозданному музею часового завода подарил Николай Патоличев – один из первых организаторов становления часового завода в Челябинске, первый секретарь челябинского обкома ВКП(б) в 1942-46 годах, министр внешней торговли СССР 1958-85 годов.
Насмотревшись на диковинный дизайн заграничных брендов, посетители ищут родные сердцу челябинские ходики разного времени выпуска. Но вместо ожидаемого «путешествия в прошлое» видят нечто совсем неожиданное. Например, часы для слепых: без стекла и секундной стрелки, с пупырышкам на циферблате. Или часы, стрелки которых двигаются справа налево. Оказывается, такие на часовом заводе «Молния» выпускались в двух вариантах – настенно-настольные и карманные. И эти образцы – совсем не шутки со временем, а вполне точный механизм, часовые индексы которого, как и стрелки, расположены в обратном порядке.
История их создания на челябинской «Молнии», впрочем, как и на других часовых заводах СССР, покрыта завесой тайны. Но как пишут на часовых форумах и сайтах, античасы присутствовали и в коллекциях «Чайки», и «Ракеты». Причем челябинские оказались самыми известными: «Еврейские» карманные часы «Молния» имеют «зеркальный» механизм и заводятся против часовой стрелки.
Было это оригинальное маркетинговое решение или дань моде, видимо, так и останется загадкой. Но именно «античасы» в интернет-магазинах сейчас являются наиболее популярным оригинальным подарком. Как утверждают маркетологи, это как минимум действенная «прививка» от шаблонов, ведь при каждом взгляде на циферблат хозяину таких ходиков нужно перебарывать привычный алгоритм определения времени. А значит, он человек с нестандартным мышлением.
Кроме того, такой презент можно вручить даже тем, кто верит в народные приметы: если обычные часы дарят к разлуке, то античасы, вероятно, к единению. Жаль только, что в Челябинске уникальные ходики больше не производятся.
Юрий Александров,
фото и видео автора,
монтаж АН «Доступ»