Уроженец Челябинска, живущий в США, самостоятельно занялся поиском пропавших во время пересылки почтой телефонов Apple iPhone5 – в посылке вместо гаджетов оказалась поваренная соль. Новые подробности истории – в материале Агентства новостей «Доступ».
Гражданин РФ Андрей Борзыкин семь лет назад переехал на ПМЖ в Бостон (США). Периодически он посылает родным и друзьям в Челябинск заокеанские подарки. По традиции пошел на американскую почту и перед Новым годом – 11 декабря 2012 года отправил из Америки на родину три новых смартфона Apple iPhone5, надеясь, что гаджеты последней модели дойдут вовремя – аккурат к 31 декабря: посылки идут от двух до четырех недель.
Через неделю после отправки посылки Андрей понял, что и сам сможет слетать в Челябинск, чтобы встретить Новый год с родными. Приехав, узнал, что ни подарков, ни даже уведомления о посылке близкие не получали.
«В первый рабочий день, 9 января 2013 года, спустя почти месяц после отправки, мы с родственниками вместе пошли на почту. Посылку несколько минут искали, а потом вынесли плотный матерчатый мешок белого цвета с оранжевой пломбой на нем. К слову, на оранжевом ярлыке адрес был проставлен Кирова 863-4, вместо Кирова 86-4, хотя и на самой коробке, и на стикере адреса, и в декларации я четко указывал все печатными буквами и цифрами. То ли работники сортировки опечатались, то ли специально изменили адрес на не существующий, дабы усложнить нахождение и отсрочить получение посылки», – рассказал Андрей Борзыкин.
При первичном осмотре посылки получатели никаких видимых повреждений не обнаружили. Тем не менее, покрутив ее в руках пару секунд, Андрей заметил, что верх крышки немного «вздут» – такого быть не могло, утверждает он, так как стороны коробки тщательно проклеивались скотчем. Кроме того, обнаружился едва заметный разрез на фирменном скотче USPS (американская почтовая служба. – Прим. АН «Доступ»), которым оклеивается посылка на почте при приеме – этот скотч есть только в США. Сверху он очень осторожно был заклеен обычным прозрачным скотчем.
«Моя первая мысль была о том, что посылку вскрывали на таможне и проводили законный досмотр вложений. Но в таком случае таможенники оклеивают коробку своим фирменным скотчем, а не канцелярским. Вскрыв на месте посылку, я обнаружил, что внутри вместо тщательно упакованных трех коробочек с телефонами, находились три прозрачных полиэтиленовых пакетика с белым порошком – солью», – поделился обескураженный эмигрант.
Следующие 2,5 часа Андрей с родственниками провел на почте. По его словам, сотрудники к такому повороту событий готовы не были и искали документы, которые следует заполнять в подобных ситуациях, в интернете.
Далее события разворачивались по банальному сценарию: с коробкой и останками посылки ее получателей отправили в головное управление составлять претензию на имя начальника Челябинского почтамта.
«К нам отнеслись так, будто мы сами в чем-то провинились. В частности, звучали фразы: "Потому что в России надо все покупать, а не за границей", "Вы ничего не найдете и не добьетесь", "Рассмотрение займет очень долго, готовьтесь ждать полгода, а то и больше", "Вы что, не знаете, в какой стране живете?!" и так далее... Очень цинично и беспардонно», – вспоминает собеседник Агентства.
В результате все вышло, как сотрудники ведомства и сказали. Потерпевший русский «американец» писал и на официальный сайт Почты России, и на официальный сайт Таможни Домодедово, и на официальный сайт ФТС, а также в Генпрокуратуру РФ, Общество по защите прав потребителей и Роспотребнадзор.
Вот что ответила Почта России: «Почта России совместно со службой почтовой безопасности США в рамках действующей рабочей группы проводит тщательную проверку всего пути следования посылки с якобы замененным вложением. Возможно, речь идет о спланированной провокации или нарушении законодательства. Ведь в посылке было обнаружено письмо-предупреждение сотрудникам почты о том, какие меры будут предприняты в случае пропажи отправления.
Почта России ожидает от отправителя документы, подтверждающие факт отправки легальной посылки и обнаружения активированных телефонов на территории России. О результатах будет сообщено дополнительно. Законодательством предусмотрены достаточно большие сроки на эти проверки, но мы постараемся сделать все как можно быстрее. В зависимости от результатов проверки будут приняты меры. Если это будет вина почты – Почта России все компенсирует».
Сейчас жертва произвола с помощью одного из форумов начал собственное расследование – он выяснил, что все три телефона находятся в использовании в данный момент на территории РФ (смартфоны «засветились» в Москве и Уфе).
Уже установлены номера русских сим-карт, с которых телефоны проходили регистрацию еще до того, как посылка достигла Челябинска, но после того, как прилетела в Москву.
Андрей Борзыкин считает, что хищение было совершено либо на Домодедовской таможне, либо на сортировке в Москве.
Агентство новостей «Доступ» следит за развитием истории.
Юрий Александров,
Марина Малкова