В преддверии визита главы Русской Православной церкви патриарха Кирилла в Челябинскую область, Агентство новостей «Доступ» совместно с отделом специальных проектов Управления пресс-службы и информации губернатора представляет проект «Легенды старого храма».
Возрождение православных храмов и памятников культуры в Челябинской области активно началось в 90-е годы. В ходе своего пастырского визита в Челябинскую область в сентябре 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил значительный вклад губернатора Челябинской области Петра Сумина и правительства. Сегодня православные храмы есть даже в самых отдаленных от центра уголках Южного Урала. Только в Челябинске сегодня более 20 действующих и строящихся храмов. Но церкви не только строятся, но и восстанавливаются. Одна их них – храм в честь иконы Тихвинской Божией матери в селе Губернское Аргаяшского района.
В мае 2009 года монтажники установили два купола с крестами (вместе они весят почти тонну). Починили крышу (положили новые жестяные листы), на пожертвования начали менять окна. Служба в храме пока идет только на первом этаже, в тесном притворе – это то немногое, что удалось привести в порядок. Большой популярностью бесценный памятник архитектуры XIX века пользуется у туристов. Приезжают даже иностранцы, чтобы посмотреть на некогда величественное сооружение. Внутри храма сохранились деревянные лестницы, железные решетки, которые еще помнят церковные службы, проводимые во времена расцвета села.
С самого начала храм и место, где он построен были окутаны множеством легенд, которые до сих пор передаются из уст в уста. Вот некоторые из них.
Легенда № 1. О первопоселенцы
По одному из преданий в начале 17 века в этих местах была глухомань: вековые сосны. Хозяйничали медведи и лоси. Люди в этих местах обосновались благодаря азарту князя Долгорукого. Он проиграл в карты Никите Демидову 70 семей. Так ли было на самом деле, теперь неизвестно, но история хранит ряд документов, которые говорят о том, что первыми здесь поселились в 1761-1765 годах крепостные крестьяне, пригнанные из села Дмитриевского Саратовской губернии, из деревни Тютняр (ныне деревня Тютняр Кузнецкого района Пензенской области). Они пришли своим ходом. В народе село до сих пор называют Тютняры.
В XVIII веке село называлось Рождественским. По одной из версий, оно было основано Н.Н. Демидовым в 1784 году в дни рождественского поста. По другой версии село получило название Рождественское только с 1805 года.
Так или иначе, на Южном Урале тогда появились четыре новые деревни – Кузнецкое (в нем жили насильственно переведенные крепостные крестьяне Кузнецкого уезда Саратовской губернии), Губернское, Беспаловка и Смолино (названы по именам первопоселенцев).
Легенда № 2. О названии озера
Село Губернское расположено по берегам озер Большой и Малый Ирдяги. По одной из легенд озеро получило свое название по распространенному в прошлом у татар и башкир тюркского мужского имени Ирдяк или Ирдеген.
Другая версия говорит о том, что слово «ирдяги» переводится как «место спора». Говорят, люди собирались на земле между двух озер и выясняли отношения.
Легенда № 3. О владельцах села
Считается, что сначала поселение принадлежало Демидовым, а затем, с 1809 года, купцу 1 гильдии Льву Ивановичу Расторгуеву. Он же купил у Демидовых Кыштымские заводы. Лев Расторгуев в народе слыл одним из самых богатых людей Кыштыма. Позже поселение перешло во владение его наследникам.
Легенда № 4. О том, как жители села стали богатыми
В XVIII веке первые переселенцы пришли своим ходом. Однако пришли не оборванцы-побирушки, а смекалистые мужики. Они отстроили деревни с нуля. Женщины и дети жили в селе, а многие мужчины работали, как бы теперь сказали, вахтенным методом на металлургических заводах Демидовых в Кыштыме (завод работал с 1757 года) – уезжали на производство на две недели, потом возвращались на побывку к родным.
Очень скоро уральская земля узнала имена Дмитриных, Мысляевых, Киприяновых. Крестьяне выращивали хлеб и разводили скот. Хозяевами они были крепкими, да еще в местах этих обнаружили золото. Каждая четвертая семья стала купеческой, проводили три двухнедельные ярмарки в год (для сравнения: даже новгородцы проводили две).
Легенда № 5. О больших стройках
К 1904 году население Тютняр достигло 25 тыс. человек (данные переписи населения), в Челябинске было только 20 тыс. жителей. Не мудрено, что на берегах Ирдягов выросли девять школ, больница, четыре церкви, в каждой служили по три священника, работали филиал Екатеринбургской обсерватории, народный театр. В 1914 году, когда началась первая мировая война, сельчане поставили оперу Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Афиши печатали в Екатеринбурге.
Продолжение следует…